Шотландец Брюс, немец Фильхнер и англичанин Шеклтон намеревались пересечь антарктический континент.
Брюсу вообще не пришлось приступить к осуществлению своей идеи, а Фильхнер и Шеклтон потерпели фиаско на первом этапе выполнения своих грандиозных планов.
В 1928 году состоялся первый полет самолета над Антаркти­дой. Хуберт Уилкинс намеревался пересечь Антарктиду из моря Уэдделла в море Росса по воздуху, но это о намерение осуществить также не удалось из-за неблагоприятных условий старта и не­возможности устройства промежуточных баз горючего.
Первое пересечение Антарктиды воздушным путем удалось осуществить американцу Линкольну Элсуэрту.

План полета
Полярная карьера Элсуэрта началась в 1924 году, когда он встретился с Амундсеном. Амундсен искал средства для ор­ганизации полета к Северному полюсу. Элсуэрт сам пришел к норвежцу, предложил деньги и услуги для участия в полете. Этот полет состоялся в следующем году. Затем, в 1926 году, Элсуэрт вместе с Амундсеном совершил трансарктический полет от Шпицбергена до Аляски на дирижабле «Норге».
В одном из своих выступлений Линкольн Элсуэрт говорил, что мечта о полярных путешествиях в нем зародилась еще в 1913 году, когда он был в Лондоне на траурном богослужении, посвященном памяти Роберта Скотта и его славных товарищей. Реальное осуществление мечты стало возможным благодаря по­явлению великого норвежца, нуждавшегося в деньгах для вы­полнения своих смелых планов.
Вопрос о том, соединяются ли море Росса и море Уэдделла, давно занимал умы выдающихся полярных исследователей. За­горелся желанием решить эту проблему и Линкольн Элсуэрт. Имея опыт полетов в Арктике, зная возможности современных самолетов и изучив отчеты о походах во внутренние районы Ан­тарктиды, Элсуэрт пришел к заключению, что почти в любом районе антарктического ледникового купола возможна посадка и взлет самолета на лыжах. Его план был смелым, но простым: лететь с одного конца континента до другого только в хорошую погоду, а при малейших признаках ухудшения погоды садиться и ждать, пока снова не наступит устойчивая летная погода. Суд­но, высадившее летную экспедицию на одном краю континента, должно было пойти на противоположный и там принять на борт летчиков. В этом случае летчикам не нужно было заботиться о запасах горючего на обратный путь.

Две попытки
Свой план Элсуэрт опубликовал в 1931 году, а приступил к его осуществлению в конце 1933 года. В то время когда Берд обследовал на корабле район океана к востоку от моря Росса, Элсуэрт на корабле «Уайет Эрп» прибыл в Китовую бухту. Отсюда он намеревался лететь к морю Уэдделла. Самолет был выгружен на морской лед. Летчики совершили первые испыта­тельные полеты. Но однажды разразился жестокий шторм, лед взломало, и самолет получил настолько серьезные повреждения, что от основного полета в этот сезон пришлось отказаться. Экс­педиция вернулась в Новую Зеландию.
В следующий сезон Элсуэрт решил совершить полет от моря Уэдделла к морю Росса, поскольку более ранний взлом льда в районе Земли Грейама позволял судну подойти к берегу рань­ше, чем у моря Росса. Местом старта был избран остров Десепшен. Но и на этот раз осуществить полет не удалось из-за плохой погоды. «За весь сезон, а мы находились здесь три ме­сяца, — рассказывал Элсуэрт в своем отчете, — мы имели ме­нее двенадцати часов летной погоды». 3 января 1935 года са­молет сделал попытку начать полет, но из-за плохой погоды вер­нулся обратно. Решили попытать счастье с восточной стороны Земли Грейама — использовать для старта остров Сноу-Хилл. По пути сюда судно попало в тяжелые льды и с трудом освобо­дилось.
В ноябре 1935 года «Уайет Эрп» в третий раз доставил экс­педицию в Антарктику, теперь к острову Данди, расположенному на 80 миль севернее Сноу-Хилла. Элсуэрта в этом рейсе сопро­вождал Хуберт Уилкинс.
В качестве пилота Элсуэрт пригласил опытного канадского летчика Герберта Холлик-Кеньона.
21 ноября 1935 года Элсуэрт и Холлик-Кеньон в ясную пого­ду вылетели на юг, но вынуждены были вернуться из-за неис­правности топливного бака.

Старт
23 ноября 1935 года «Полярная звезда» — так назвал Эл­суэрт свой самолет — благополучно стартовала. Элсуэрт, испол­нявший обязанности штурмана, проложил курс к морю Росса по дуге большого круга. Была ясная погода. Самолет летел вдоль восточных берегов Земли Грейама.
Крайняя западная часть моря Уэдделла была свободна от льдов на 300 миль к югу — явление необычное для этого вре­мени года, особенно для моря Уэдделла. Примерно через 600 миль они увидели покрытый льдом узкий канал, который Элсуэрт опознал как пролив Стефансона, открытый Уилкинсом во время полетов в 1928 году. Впоследствии было установлено, что это глубокий залив. Пролетая над этим местом, Элсуэрт от­метил: «мы не смогли установить, является ли он действитель­но проливом, соединяющим море Уэдделла с морем Беллинсга­узена, или же это был всего лишь глубокий фьорд, хотя мы и поднялись на высоту более 13 000 футов».
За 70-й параллелью самолет пересек высокий горный хребет. Острые горные вершины среди белого царства снега и льда бы­ли величественны. Элсуэрт назвал эти горы Этернити (Веч­ность).
В первые часы полета с судном поддерживалась постоянная двухсторонняя связь, а затем передатчик вышел из строя. До ко­рабля было 1000 миль, до Китовой бухты — 1300 миль. Но летчики решили продолжать полет. Пролетев 80° западной дол­готы, Элсуэрт сбросил американский флаг и назвал пространства Антарктиды, заключенное между 80 и 120° западной долготы, Землей Джемса Элсуэрта, в честь своего отца.
Вскоре слева по курсу появился изолированный горный хре­бет, который получил название «Сентинел» (Часовой) — види­мо, он напоминал Элсуэрту одинокого часового, охраняющего по­кой этого беспредельного высокогорного плато. Центральную вершину этого хребта Элсуэрт назвал в честь своей жены горой Мэри Луизы Улмер. Далее по курсу снова расстилалась белая снежная пустыня, лишь к югу вдали на горизонте выделялось темное пятно. Может быть, это были горы, а может быть и облака?

Пять посадок в белой пустыне
Самолет находился в воздухе уже около 14 часов, когда ви­димость стала ухудшаться. Необходимо было садиться, пока еще можно было выбрать более или менее ровную площадку. Летчик удачно посадил самолет. Это была первая из посадок — лагерь № 1.
Элсуэрт определил по солнцу место посадки: 79° 15′ южной широты и 102° 35′ западной долготы.
Часть плато высотой около 2000 метров над уровнем моря где они находились, Элсуэрт назвал именем своего товарища по перелету — плато Холлик-Кеньона.
Через 19 часов они взлетели. Было тихо, но видимость оказа­лась настолько плохой, что через полчаса самолет снова совер­шил посадку. В лагере № 2 они просидели трое суток.
27 ноября «Полярная звезда» поднялась в воздух, но че­рез 90 миль снова вынуждена была сесть из-за тумана Вскоре после посадки разыгралась пурга, продолжавшаяся несколько дней.
День за днем лежали летчики в палатке в спальных мешках слушая завывание ветра. С каждым днем все больше и больше заносило самолет.
1 декабря ветер стих. Понадобились многие часы напряжен­ного труда, чтобы откопать самолет и очистить кабину от снега 3 декабря они попытались завести мотор, но перегорело магнето Положение казалось безнадежным. На следующий день Холлик-Кеньон присоединил радиобатареи к стартеру, и мотор завелся. Самолет взлетел и лег на курс.
Небо посветлело и осветилось золотым сиянием. Погода улучшалась. Плато постепенно снижалось. По расчетам, до Литл-Америки им оставалось полтораста миль. Но нужно знать точ­ное местоположение. Иначе можно отклониться в сторону, ока­заться над морем, а горючего в баках оставалось катастрофиче­ски мало. Скорость самолета оказалась меньше расчетной. Они сели и определились. Координаты лагеря № 4 оказались 79° 29′ южной широты и 153° 27′ западной долготы. Летчики были на территории, которую недавно обследовала экспедиция Берда.
5 декабря «Полярная звезда» взлетела и через 50 минут была над северным краем острова Рузвельта. На юге синело море — в южной части моря Росса льда не было. Через 15 минут горючее в баках кончилось, и они вынуждены были совершить пятую посадку — последнюю на перелете. Где-то здесь побли­зости, по расчетам Элсуэрта, должна находиться покинутая ба­за Ьерда — Литл-Америка. Дул юго-восточный ветер и налетали шквалы снега, видимость была весьма ограниченной.
О декабря летчики с крыла самолета увидели на северо-запа­де холм. Что это, торос? А может быть здание, занесенное сне­гом? Они пошли в этом направлении, но через два часа убеди­лись, что это был лишь обман зрения. Пришлось вернуться к самолету.

Поиски Литл-Америки
9 декабря путешественники с небольшими санями и десяти­дневным запасом продовольствия отправились на более основа­тельные поиски.
Пройдя безрезультатно девять миль по мягкому снегу, они оставили сани и вернулись к самолету, чтобы взять палатку и секстан для определения своего местоположения.
В лагере № 6 после отдыха определили координаты: 78° 38′ южной широты и 163° 20′ западной долготы — они находились в 12 милях к югу от Китовой бухты. Начались долгие и утоми­тельные поиски Литл-Америки. Видимость была плохой, и приш­лось немало походить, прежде чем они набрели на два полузане­сенных снегом трактора на барьере. Это было 15 декабря. Те­перь путешественники уже уверенно отправились на базу. По­дойдя к ней, они увидели только радиомачты и печные трубы, возвышавшиеся над строениями. Откопав вход в тоннель, лет­чики поселились в одном из домов. Здесь было все необходимое для жизни: уголь для отопления, обильные запасы продуктов на складе. Летчики стали с нетерпением дожидаться прихода своего судна, которое после их вылета должно было идти за ними на другую сторону континента.

Счастливый конец
Ровно через месяц, 15 января 1936 года, Элсуэрт и Холлик-Кеньон услышали рокот мотора над головой. Они выскочили и сквозь туман увидели спускающийся парашют. К парашюту был привязан контейнер с продуктами и письмо от капитана Хилла, командовавшего английским исследовательским судном «Диска-вери-П», которое прибыло в этот день в Китовую бухту.
В тот момент, когда оборвалась связь с самолетом Элсуэрта, океанографическая экспедиция на «Дискавери-Н» работала в водах недалеко от Австралии. Комитет «Дискавери», прервав плановые работы по приказанию правительств Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, направил корабль в море Росса на поиски летчиков.
Тем временем судно Элсуэрта «Уайет Эрп» после вылета «Полярной звезды» направилось в Чили. Здесь на борт судна был погружен спасательный самолет, доставленный из Канзас-Сити.
Затем «Уайет Эрп» снова пошел в Антарктику к острову Шарко, намереваясь создать здесь аварийный склад и резерв­ную базу для поисков экипажа «Полярной звезды». Но погода в районе острова Шарко была плохой, и поэтому Уилкинс решил здесь не задерживаться. Судно направилось на запад вдоль кромки льдов, а затем к Литл-Америке.
«Уайет Эрп» пришел в Китовую бухту через пять дней после «Дискавери-П». Поручив команде судна доставить и погрузить на борт «Полярную звезду», Элсуэрт отправился на борту «Дис­кавери-П» в Австралию. Он спешил оповестить мир о своей победе.

Еще одно испытание счастья
В 1938 году Элсуэрт в четвертый раз отправился на судне «Уайет Эрп» к берегам Антарктиды. Курс был проложен в юж­ную часть Индийского океана. Убедившись в возможности по­садки самолета на лыжах на антарктическом плато при перелете от Земли Грейама к морю Росса, Элсуэрт решил совершить вто­рой трансконтинентальный перелет от Индийского океана до мо­ря Росса.
Ледовые условия в тот год были исключительно тяжелыми. Еще за 1500 километров от берегов Антарктиды была встре­чена северная кромка плавучих льдов. 45 дней пробивалось не­большое судно через пояс тяжелых льдов и только в начале ян­варя 1939 года приблизилось к берегам Антарктиды. Элсуэрт считал, что благоприятное для полета время было упущено, поэ­тому он решил ограничиться разведывательным полетом в глубь континента.
11 января 1939 года на небольшом лыжном самолете Элсу­эрт и пилот Лимбарнер взлетели с морского припая в точке 68° 30′ южной широты и 79° восточной долготы и полетели на юг прямо по меридиану. Элсуэрт надеялся увидеть здесь вели­чественные горные хребты, но, к его удивлению, сразу же за барьером к востоку, западу и югу простиралась однообразная белая пустыня и голубое безоблачное небо. Склон ледникового купола круто поднимался к югу, и всего лишь в 400 километрах от берега высота поверхности была уже около 3000 метров над уровнем моря. На 72° южной широты Элсуэрт, как и в прежних полетах, сбросил цилиндр с американским флагом и запиской, извещающей, что «область южнее 70° на расстоянии 150 миль к востоку, 150 миль к западу от линии полета, а также 150 миль к югу от 72° южной широты и 79° восточной долготы» является собственностью Соединенных Штатов. Эту область, представ­ляющую собой часть Земли Принцессы Елизаветы, Элсуэрт назвал Американским нагорьем. От 72° южной широты самолет лег на обратный путь и благополучно совершил посадку.
В районе побережья были обследованы выходы горных пород и собраны геологические образцы, после чего «Уайет Эрп» по­кинул антарктические воды.