База старта — Шеклтон, база финиша — Скотт
В конце 1956 — начале 1957 года ледокольное судно «Маг-га Дан» доставило экспедицию Вивиена Фукса на станцию Шеклтон.
«Магга Дан» подошла к станции Халли-Бей одновременно с судном «Тоттан». 12 января 1957 года Фукс с Халли-Бей вы летел на самолете на станцию Шеклтон, на следующий день сюда прибыла «Магга Дан».
Разгрузка корабля прошла благополучно. Фуксу помогали зимовщики, сменившиеся на станции Халли-Бей. Они изъявили желание возвратиться на родину на борту «Магга Дан». Ко­рабль покинул рейд станции Шеклтон 25 января 1957 года. На ледяном барьере осталось 16 человек.
Вторая часть экспедиции под руководством Эдмунда Хиллари 3 января 1957 года прибыла на судне «Индевр» в пролив Мак-Мёрдо. Новозеландская группа должна была с этого кон­ца Антарктиды найти путь на плато и создать базы горючего для основной партии Фукса на последнем участке пути между Южным полюсом и Мак-Мёрдо.
В предыдущем году Хиллари с двумя товарищами плавал на «Тероне», где и был разработан окончательный план транс­континентального похода. Тогда же три новозеландца участво­вали в американской экспедиции Дипфриз I, чтобы подыскать подходящее место для новозеландской базы в проливе Мак-Мёрдо.
Хиллари готовился к экспедиции основательно. Южной зи­мой его группа проводила тренировку по вождению тракторов по рыхлому снегу на леднике Тасмана в Новой Зеландии. Лет­чики садились на ледник с грузом на высоте 2000 метров над уровнем моря, при этом был разбит один самолет. В эту же пар­тию была включена самостоятельная группа новозеландских уче­ных для выполнения исследований по программе МГГ. Всего новозеландская партия включала 23 человека.
Место для строительства базы было выбрано на мысе Прам. Здесь новозеландцы быстро собрали шесть больших и два ма­леньких домика. База получила название станции Скотт.
Одновременно со строительством станции начались разве­дочные полеты и походы. Для походов были доставлены 60 со­бак. Их привезли на борту «Киста Дан» со станции Моусон в Австралию, а оттуда на самолете доставили в Новую Зелан­дию к времени отхода «Индевра».
За летний сезон партия Хиллари поднялась на собаках по леднику Скелтон на плато. Летчики на самолете «Бивер» созда­ли два склада с продовольствием и топливом — один у подно­жия ледника, второй на плато.
22 февраля 1957 года «Индевр» отплыл в Новую Зеландию. В конце февраля люди и собаки, находившиеся в походах, были доставлены самолетом на базу.
В апреле, в полярную ночь, новозеландцы на четырех со­бачьих упряжках съездили к старому домику Скотта на мысе Эванс.
«Вокруг дома разбросаны скелеты тюленей. Пол был запол­нен льдом и мусором, — пишет Хиллари. — Очевидно, все по следующие партии, зимовавшие в доме, не заботились о его сохранности».
Позднее, в январе 1958 года, команда «Индевра» очистила домик Скотта на мысе Эванс и привела его в порядок.

Вспомогательная база Южный лед
На базе Шеклтона партия Фукса построила дом, склады и мастерскую. За хребтом Шеклтона в 400 километрах к югу от основной станции была создана вспомогательная база. Самолеты перебросили туда детали сборного домика, радиостанцию, про­довольствие, горючее для отопления и трех человек во главе с гляциологом Листером. Листер зимовал до этого на леднико­вом куполе Гренландии. Там станция называлась Северный лед Станцию на антарктическом куполе Листер назвал Южный лед (Саут-Айс).
Зимой, в полярную ночь, на станции Шеклтон велись регу­лярные аэрометеорологические наблюдения. Все неустанно тру­дились над подготовкой предстоящего похода. Нередко устойчи­вый южный ветер отгонял плавучий лед моря Уэдделла к се­веру, и в пределах видимости была чистая вода. Но как толь­ко стихал ветер, море замерзало. На станции Южный лед ве­лись метеорологические и гляциологические наблюдения.
8 октября 1957 года был совершен первый весенний полет самолета на Южный лед.
В этот же день из Шеклтона вышла наземная партия на че­тырех вездеходах. Она должна была проложить путь на Юж­ный лед и доставить туда запас горючего для предстоящего похода.
Затем самолет перебросил к хребту Шеклтона геологов и три упряжки собак для обследования недавно открытого горного района и отыскания пути для санно-тракторного поезда.
Первый поход на Южный лед проходил в чрезвычайно тя­желых условиях. Расстояние от станции Шеклтон по прямой бы­ло 400 километров. Но, чтобы обойти зоны трещин, приходилось так много делать зигзагов, что путь растянулся на 600 километ­ров. Только 13 ноября вспомогательный поезд прибыл на Юж­ный лед. Отсюда участники похода на самолете вернулись к станции Шеклтон.

Шеклтон — Южный полюс
Основной поход начался 24 ноября 1957 года. В нем участ­вовали три вездехода «Сноу-Кэт», два вездехода «Уизл» и трак­тор. Соседей прибыли проводить аргентинцы со станции Гене­рал Бельграно. На Шеклтоне пока оставались летчики.
Хотя путь уже был проложен, но проходил он все же в труд­ных условиях. Солнечные лучи за это время сильно ослабили снежные мосты над трещинами. Вездеходы часто проваливались, и их приходилось вытаскивать из трещин при помощи специаль­ных лестниц. Ломались траки и выходили из строя моторы. За­пасные части доставлял самолет.
21 декабря путешественники прибыли на станцию Южный лед. 25 декабря поезд отправился далее — к Южному полюсу. Разведку пути вели две собачьи упряжки, шедшие впереди.
27 декабря со станции Шеклтон вылетели на самолете «Би-вер» английские летчики. Станция опустела. Она выполнила свое значение исходной базы и была покинута.. Летчики совер­шили посадку на станции Южный лед и отсюда стартовали в трансконтинентальный полет. Самолет пролетел над поездом и последовал дальше к полюсу. Вскоре он попал в низкую густую облачность. Летчики вынуждены были повернуть обратно. Че­рез семь часов они совершили посадку у заброшенной станции Южный лед. Сюда со станции Элсуэрт американцы на своем самолете доставили горючее. 6 января английские летчики благо­получно завершили свой перелет на базу Скотт, пробыв в воз­духе 11 часов.
Тем временем партия Хиллари, отправившаяся со станции Скотт на вездеходах и собачьих упряжках, поднялась по лед­нику Скелтон на плато и также пошла по направлению к Южно­му полюсу. Наземные операции поддерживались самолетами. На пути новозеландцы создавали базы горючего и продовольствия. Кроме того, геологи и геодезисты на собачьих упряжках совер­шили самостоятельные походы к горам Земли Виктории. Их также поддерживали самолеты, снабжая продовольствием.
При планировании работ предполагалось, что трансконтинен­тальный поезд Фукса встретится с партией Хиллари где-то на пути между Южным полюсом и Мак-Мёрдо.
На самом деле у партии Хиллари дела шли настолько успеш­но, что в то время, когда Фукс только начинал свой основной поход, Хиллари уже почти добрался до Южного полюса. 4 ян­варя 1958 года его партия прибыла на полюс, на американскую станцию Амундсен-Скотт. Таким образом, после Амундсена и Скотта Хиллари был третьим, совершившим наземный переход к полюсу со стороны моря Росса.
С Южного полюса Хиллари послал Фуксу телеграмму, в ко­торой советовал ввиду позднего времени дойти только до полю­са, оставить здесь поезд, вылететь на американском самолете на базу Скотт, перезимовать там, затем с помощью американцев вернуться на полюс и в следующий сезон завершить транскон­тинентальный поход.
Фукс отверг это предложение, предоставив Хиллари свободу действий.
Обмен телеграммами между Фуксом и Хиллари стал достоя­нием корреспондентов, которые не преминули преподнести его в сенсационном духе, как конфликт.
Через несколько дней Хиллари на американском самолете вылетел на базу Скотт, где предпринял меры для увеличения горючего на созданных его партией складах.
Партия Фукса продолжала двигаться к полюсу, производя попутные наблюдения над поверхностью снега и определяя мощ­ность льда. В пути выходили из строя машины; их бросали одну за другой.
17 января 1958 года над остановившимися на отдых англий­скими исследователями на 88° 45′ южной широты пролетел аме­риканский самолет, на борту которого находились Дюфек, Хил­лари и девять репортеров.
20 января поезд прибыл на Южный полюс. Англичан здесь встретили Дюфек, Хиллари, многочисленный штат корреспон­дентов и персонал станции. С полюса собаки были отправлены на базу Скотт самолетом, так как они тормозили скорость про­движения поезда. Хиллари улетел с Дюфеком в Мак-Мёрдо

Южный полюс — Скотт
24 января 1958 года поезд Фукса вышел с полюса к базе Скотт.
Примерно в середине пути, между полюсом и базой Скотт, самолет доставил к поезду Хиллари. Отсюда Хиллари вел пу­тешественников по знакомому пути. 2 марта трансконтиненталь­ный поход был закончен. Поезд прибыл на базу Скотт. Переход длился 99 дней. Самым интересным результатом этого путеше­ствия были измерения толщины льда. До полюса толщина льда определялась примерно через 50 километров, а после полюса — через 80—120 километров. Определения были прекращены перед спуском с ледника Скелтон. Толщина льда в среднем на марш­руте равнялась 1800 метрам, но бывали и значительные откло­нения. Например, в 150 километрах не доходя Южного полюса коренное ложе находилось на глубине 610 метров от поверхно­сти ледника. Рельеф коренного ложа оказался неровным, но всюду на всем маршруте он лежит выше уровня моря, за исклю­чением начального участка — под шельфовым ледником Фильхнера.
В проливе Мак-Мёрдо участников экспедиции ждал «Индевр», который и доставил их в Веллингтон. В Англии Фук­са и его товарищей встретили с триумфом.
К покинутой базе Шеклтон в январе 1958 года пришел «Тоттан». Ценное оборудование, приборы были демонтированы и пе­реданы на станцию Халли-Бей.