7 месяцев назад
Нету коментариев

«Точность — вежливость королей» — гласит французская поговорка. Это, однако, совсем не озна­чает, что остальные могут быть неточными. Точ­ность — одно из ярких проявлений вежливости. Осо­бенно когда речь идет о театре и кино: ведь спек­такли и фильмы начинаются в точно определенное время, и опоздавший сразу же ставит себя в нелов­кое положение.

Однако иногда случается так, что опоздание про­исходит не по вашей вине (ЧП на транспорте, задерж­ка на работе, недоразумение). Как быть?

Проникая в зрительный зал в то время, как дей­ствие спектакля или фильма уже началось, вы воль­но или невольно мешаете зрителям. Следовательно, вы должны сделать все от вас зависящее для того, чтобы мешать им как можно меньше.

В большинстве театров после третьего звонка вход в партер запрещен, опоздавших пускают на балкон. Ведите себя в таких случаях возможно тише. Встань­те недалеко от входа и стоя смотрите спектакль до антракта.

Если есть свободные места, то, разумеется, вы мо­жете занять только то, которое ближе всего к вам, чтобы не беспокоить других зрителей. Если мест нет, а вы пришли вовремя и сидите недалеко от входа, а среди опоздавших есть женщины, то вы должны усту­пить одной из них свое место. Все это лишь при од­ном условии: ваши перемещения должны происхо­дить бесшумно. Если ваши действия могут потрево­жить зрителей, то не совершайте их.

Если вы идете в театр с женой или знакомой, то проходите через контроль первым и предъявляйте би­леты. В ложу вы можете войти, когда в зале уже нач­нет гаснуть свет. В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не позже третьего звонка.

Очень часто, если ваши места не с краю, вам при­ходится беспокоить тех зрителей, которые уже сели на свои места. Они должны пропустить вас. Причем, если проход узок, мужчины встают, а женщины могут не вставать.

Первым по ряду идет мужчина. Здесь есть одна тонкость: до начала спектакля вы проходите по ряду лицом к сидящим зрителям, спиной к сцене. Но уже после первого антракта вы должны — из уважения к игре актеров (и в том случае, если среди сидящих зрителей нет ваших знакомых) — проходить лицом к сцене.

Разумеется, в театре у вас могут оказаться знако­мые. Ради них вы со своих мест не вставайте. Руко­пожатием обмениваетесь лишь в том случае, если расстояние между вами не превышает протянутой руки. Обычно обмениваются легкими поклонами — никаких разговоров через головы сидящих, никаких выкриков.

В антракте вы можете остаться на своем месте или выйти из зала, как вам будет удобнее.

В фойе, курительных комнатах, буфете и вести­бюле вы при встрече со знакомыми ведете себя, как при встречах на улице, — этому способствует и то об­стоятельство, что во время антракта принято прогу­ливаться по фойе, размяться после долгого сидения.

Прогуливаться в фойе под руку не стоит.

Мужчине лучше не оставлять свою спутницу одну даже в зале, на месте. Если она не изъявляет желания выйти на время антракта в фойе, он должен остаться с нею.

Если к женщине подходит знакомый, то она не обязана знакомить его со спутником. Мужчины про­сто обмениваются поклонами.

Но если знакомый подходит к мужчине, то он дол­жен встать. Если знакомый сразу же уйдет, то его необязательно представлять спутнице. Если же он, нарушив правила хорошего тона, сам попросит пред­ставить его спутнице, то не стоит показывать, что его бестактность затронула вас, — выполните просьбу.

Не надо перед началом представления или в ант­ракте рассматривать окружающую публику в бинокль. Это неприлично. Бинокль служит лишь для того, что­бы лучше рассмотреть происходящее на сцене.

Не надо во время спектакля высказывать вслух свое мнение о драматурге, о постановщике и актерах, даже если это очень хорошее мнение. Потерпите до антракта.

Если вам спектакль не понравился, не аплодируй­те. Но никакими другими действиями не выражайте своего недовольства.

Если же вы искренне благодарны театру и акте­рам, то аплодируйте сколько хотите, но не привлекай­те к себе внимания других зрителей, которые могут подумать, что вы ведете себя слишком аффектиро­ванно и поэтому не вполне искренне.

Опасайтесь людей, которые стремятся показать себя знатоками и стараются рассказать вам заранее содержание пьесы или кинофильма. И конечно, не уподобляйтесь им.

Никогда не бросайтесь из зала в раздевалку при последних словах актера или при первом движении финального занавеса.

Мало того, что вы мешаете другим зрителям, ко­торые хотят не только проследить за действием до конца, но и аплодировать актерам, вы подчеркиваете свое неуважение к театру, к исполнителям.

Неуважение к театру и его труженикам может вы­разиться и в том, что вы пришли в’ театр с кашлем или насморком. Кашель, чихание, сопение — нет ни­чего страшнее для актера, который может принять эти звуки как признаки равнодушия зрителя. А рав­нодушный зритель, «плохой зал», как говорят актеры, всегда сказывается на качестве исполнения, на всем спектакле. А скольких зрителей вы заразите гриппом? Где уж тут говорить о культуре поведения!

Особенно часто приходится сталкиваться с шумом в кино. Полная темнота зала надежно скрывает нару­шителей тишины. Во всяком случае, им так кажется.

В кино же еще можно часто услышать шуршание конфетных бумажек, взвизгивание и хихиканье, реп­лики, никакого отношения к фильму не имеющие.

При посещении кино следует руководствоваться теми же правилами, что и при посещении театра. Обычно в кино не аплодируют (это не относится к фе­стивальным просмотрам и различным кинопраздни­кам, когда аплодируют даже во время демонстрации картины).

Как бы вас ни увлекало действие на сцене или на экране, никогда не забывайте о том, что вы не один, всегда помните, что вы в общественном месте и от вас во многом зависит хорошее настроение окружаю­щих вас людей.