Место под Солнцем
Отказав в славянской принадлежности неврам, а также в раннюю пору венедам и спорам, мы поставили себя в крайне тяжелое положение в вопросе о происхождении славян. На этнической карте Восточной Европы для них буквально не осталось свободного места. Нижнее Повисленье и Понеманье отпадают, так как славяне не были знакомы с морем, более южные области отпадают тоже, потому что там обитали невры, которые, как мы попытались показать выше, были, возможно, кельтами или кем угодно, но только не славянами. В Карпатах и по Дунаю жили, по единодушному свидетельству письменных источников, различные иллиро-фракийские племена — геты и даки; Северное Причерноморье занимали ираноязычные скифы. Верхнее, а отчасти и Среднее Поднепровье и прилегающую к нему часть бассейна Оки заселяли летто-литовские (прибалтийские) племена, еще более северные и восточные области — финно-угры, предки позднейших карелов, эстонцев, чуди, мордвы, мари и других родственных им народов.
Ввиду этого, а также и вследствие отсутствия в ранних письменных источниках прямых сведений о славянах в XVIII в. немецкими учеными была выдвинута версия об азиатском происхождении славян, которые якобы появились в Европе лишь в середине I тыс. н. э., придя сюда вместе с гуннами, аварами и тюркоязычными болгарскими племенами.
Однако после выхода в свет капитального труда П. И. Шафарика, убедительно доказавшего, что славяне являются одним из коренных европейских, по выражению автора «домашних», народов, эта версия никем уже всерьез больше не обсуждалась.
Но если славяне — европейцы, то где же все-таки их прародина? Ответ на этот вопрос в наши дни значительная часть ученых пытается найти в недрах так называемых лужицкой, поморской, пшеворской, зарубинецкой и Черняховской археологических культур, сменявших друг друга в период с третьей четверти II тыс. до н. э. до середины I тыс. н. э. на огромном пространстве от Балтийского моря до Черного и от средней Эльбы до верховьев Северского Донца.
Лужицкая культура существовала в бассейнах Вислы и Одера в последней четверти II тыс. — первой половине I тыс. до н. э. Это одна из наиболее ярких среднеевропейских культур эпохи поздней бронзы и раннего железа. На севере границы ее простирались до Балтийского моря, на западе — до верховьев реки Эльбы, на востоке достигали бассейнов Припяти и Днестра, на юге приближались к Дунаю. Лужицкие племена вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством, умели изготовлять металлические орудия, были знакомы с прядением, ткачеством, керамическим производством. Лужицкая керамика, сделанная от руки, отличается большим разнообразием форм и тщательностью выделки. Значительная часть ее снабжена небольшими ручками-ушками и разного рода налепными украшениями: выступами, шишечками и т. п. Наружная поверхность сосудов иногда покрыта лощением и украшена нарядным нарезным и налепным орнаментом. Господствующий обряд захоронения — трупосожжение.
В первый период своего существования лужицкие племена жили в неукрепленных поселениях, но позднее, в I тыс. до н. э., начали обносить свои поселки валами и рвами. Это последнее обстоятельство, по мнению польских и чешских археологов, было вызвано участившимися нападениями скифских, кельтских и поморских племен, в борьбе с которыми лужицкая культура в конце концов и погибла.
Роль главных ее могильщиков подавляющее большинство ученых отводят носителям агрессивной поморской культуры или, иначе, культуры «лицевых урн» и ящичных погребений, которая, возникнув в VIII в. до н. э. в низовьях Вислы и на Кашубской возвышенности, постепенно к III в. до н. э. распространилась почти на всю область прежней Лужицы.
Основой развития поморской культуры послужила, по мнению М. И. Артамонова, «торговля янтарем, этим золотом Балтики, очень рано вызвавшим интерес древних цивилизаций Средиземноморья».
Поморцы жили в неукрепленных поселениях, в наземных постройках столбовой конструкции и в полуземлянках. Лепная посуда их черного и красного цвета украшена елочным узором, пальцевыми защепами, налепными валиками, идущими по плечикам сосудов, выступами и ямочками. Подавляющая часть захоронений — грунтовые могильники без каких-либо наружных следов, лишь в Гданьском Поморье захоронения скрыты под курганными насыпями. Обряд захоронения — трупосожжение; остатки костей ссыпаны в сосуды или в особые урны, частью с лицевыми изображениями или в виде домиков (лицевые и домковые урны). В южных районах урны обычно прикрыты сверху большим сосудом, получившим название клёша (подклёшевые погребения).
По характеру захоронений и отчасти по керамическому материалу поморская культура безоговорочно увязывается всеми исследователями, с одной стороны, с лужицкой культурой, где имелась давняя традиция урновых захоронений, а с другой — с восточнопрусско-литовской культурой каменных курганов.
Из синтеза древней лужицкой и поморской культур во II в. до н. э. на большей части территории нынешней Польши, исключая Поморье, возникает новая пшеворская культура, просуществовавшая до начала V в. н. э. Поселения пшеворцев имеют довольно внушительные размеры и лишены защитных укреплений. Подобно лужицким постройкам, основу жилища пшеворцев составляла столбовая конструкция с плетневыми глинобитными стенами и глинобитной печью. Изредка встречаются прямоугольные землянки.
Пшеворская глиняная посуда на первом этапе мало отличалась от позднелужицкой и поморской подколпач-ной керамики. На последующих этапах развития у пшеворцев появляется гончарный круг и вырабатываются свои специфические формы керамики, в том числе и той, которая по-прежнему продолжала изготовляться от руки. Типичными для лепных пшеворских керамических изделий являются невысокие острореберные горшки со сравнительно узким дном, широким горлом и слабо отогнутым венчиком, иногда с примитивной орнаментацией. В отличие от лепной посуды, кружальная керамика — горшки, кувшины, широкие миски с ручками — имела тщательно залощенную поверхность и нередко украшалась геометрическим орнаментом.
Главное отличие пшеворских захоронений от лужицких и поморских подколпачных заключается в том, что остатки трупосожжения ссыпались здесь не в урну, а в могильную яму. Кроме того, в пшеворских могильниках встречается значительное количество металлических изделий, главным образом предметов вооружения: обоюдоострые мечи, топорики, наконечники стрел и копий, шпоры, металлические детали щитов (бляхи, рукоятки) и т. д.
Синхронно с пшеворской культурой в районе нашего Полесья, правобережья Припяти и среднего Днепра со II в. до н. э. и по II в. н. э. была распространена зарубинецкая культура, которая по керамике и ряду других признаков также тесно увязывается с поморской культурой.
Зарубинецкие древности представлены небольшими поселениями, расположенными по берегам рек, иногда на возвышенных местах, и полями погребений с урновыми захоронениями. Основные формы керамики — горшки со вздутым туловом, острореберные миски и кубки с ручками, — а также застежки (фибулы) обнаруживают сходство с соответствующими памятниками поморской культуры, особенно в ее южном подклёшевом варианте.
На пространстве от Карпатских гор на западе до правых притоков Северского Донца на востоке и от среднего течения Днепра — на севере, до берегов Черного моря — на юге в III—IV вв. н. э. существовала еще одна близкая описанным выше археологическая культура — черняховская.
Для нее характерны открытые, неукрепленные селища оседлых земледельцев и грунтовые могильники, в которые помещали или трупы или урны с остатками трупосожжения; керамическая посуда, изготовленная преимущественно на кругу, высокого качества и удивительно единообразная, во многом напоминающая по форме пшеворскую. Она серого цвета, сделана из хорошо отмученного теста и имеет залощенную поверхность. Формы сосудов резко профилированные с высокими крутыми плечиками и острым изломом в середине туловища. Дно, особенно у мисок, резко заужено и поднято на высоком поддоне. Орнамент сдержанный, геометрических форм.

Карта распространения лужицкой и поморской культур…

Карта распространения пшеворской культуры…
Все поименованные культуры принято связывать со славянами, во-первых, потому, что в последующие времена земли, на которых эти культуры были распространены, принадлежали славянам. «Великий народ. . . венеды жили в бассейне Вислы между Балтийским морем и Карпатами по меньшей мере до VI в. н. э. . . следовательно, памятники первой половины I тыс. н. э., найденные в этой области, могут и даже должны в первую очередь относиться к венедам», — читаем у М. И. Артамонова. «Нельзя сейчас привести исчерпывающие археологические обоснования и того, что зарубинецкие племена были славянами, — отмечает другой видный советский археолог П. Н. Третьяков. — Но кем другим они могли быть? Они обитали в лесостепи правобережного Поднепровья, по всему течению Припяти, позднее они распространились в поречье Десны и Сожа. Другими словами, в пределах Восточно-Европейской равнины это население занимало область, которая в последующее время являлась основной частью восточнославянских, древнерусских земель. . .»
Во-вторых, археологи ссылаются на сходство погребального обряда (трупосожжение в различных его вариантах) у славян и племен лужицкой, поморской, пшеворской, зарубинецкой и Черняховской культур и на этом основании видят в них также славян.
Нетрудно заметить, что оба указанных доказательства основаны на шаткой методологической базе. В первом случае нарушен элементарный логический закон: после этого еще не значит вследствие этого, а во втором в качестве доказательства используется элемент материальной культуры, который является отражением идеологии и не относится к числу основополагающих факторов формирования этноса. Истории известно немало случаев, когда родственные племена придерживались различных религиозных воззрений и соответственно по-разному хоронили своих умерших.
На сегодня по существу еще не найдена та основа, которая позволила бы с уверенностью определить этническую принадлежность открываемых археологами культур. Предпочтение в этом отношении, кажется, следует отдать керамике — своего рода «визитной карточке» народов прошлых времен.

Карта распространения черняховской культуры…
Славянская керамика хорошо известна. Ее основные отличительные черты: мягкость линий форм и переходов от тулова к шейке и далее к венчику, отсутствие ручек и вообще каких-либо внешних налепов и сдержанный орнамент, состоящий из параллельных волнообразных линий, наносимых преимущественно на верхней части сосуда по всей его окружности, — устойчиво сохраняются вот уже на протяжении почти полутора тысяч лет.
Керамика же всех вышеупомянутых культур — лужицкой, поморской, пшеворской, зарубинецкой и черняховской — приземистая, угловатая (поверхность сосудов часто бывает покрыта лощением) и украшенная рельефными налепами в виде различного рода желобов, валиков, выступов, ямочек, двусторонних пальцевых защепов и т. п. или геометрическим орнаментом, выполненным в форме елочек и инкрустированным белой пастой.
Не укладывается в рамки славянской культурной схемы и военный инвентарь, находимый в могильниках названных культур: длинные железные мечи, детали боевых щитов, части конских удил (псалии) и т. п. Даже в середине VI в. н. э., т. е. спустя почти полтора столетия после того, как последняя из этих культур — черняховская — сошла со страниц истории, славяне, по описанию Маврикия Стратега, имели на вооружении одни лишь короткие копья-дротики и в редких случаях плетеные щиты-заслоны, которые из-за их тяжести и громоздкости почти невозможно было передвигать с места на место. Неизвестна была славянам той поры, кажется, и верховая езда.

Формы керамики Центральной и Восточной Европы…
Противоречит отождествлению со славянами и краниологический материал, сохранившийся в небольшом количестве лишь от Черняховской культуры, которая десять-пятнадцать лет тому назад считалась едва ли не основной славянской культурой.
В связи со всем сказанным нам представляется более обоснованной позиция археолога В. В. Седова, который, опираясь на особенности керамики рассмотренных выше культур, видит в носителях некоторых из них представителей различных древнебалтийских племен.
В том, что предки древних балтийцев на заре своего формирования жили значительно южнее нынешней территории своего расселения, сегодня почти никто не сомневается. По предположению литовского лингвиста В. Мажюлиса, в конце III—начале II тыс. до н. э. крайним северным пределом их распространения была линия, идущая от верхнего Немана на устье Березины. Продвижение протобалтийских племен далее на север эстонский археолог X. Моор связывает с миграцией культуры боевых топоров и относит к началу II тыс. до н. э. В I тыс. до н. э., пишет он, балтийцы обитали уже на очень больших пространствах (Припять, Западная Двина, Прегель, Сейм), своими размерами, видимо, превосходивших тогдашние славянские территории.
Следы пребывания летто-литовских племен хорошо сохранились в топонимии Белоруссии, Украины, Южной и Восточной Польши, а отчасти даже в Молдавии, Чехии, Словакии и Румынии. Языковед А. А. Вержбовский признает наличие балтийского субстрата (подосновы) в гидронимии всего верхнего и среднего Днепра, Десны и других его притоков. По предположению же Н. И. Надеждина, и само древнее наименование Днепра — Борисфен, возможно, произошло от названия Березанъ (ср. Березина — правый приток Днепра), форма которого напоминает больше всего как будто литовско-латышскую топонимическую модель: Берзенъ, Березай и т. д. Еще в средние века одна из речек под Очаковом у турок носила название Суберезанъ.
Из балтийских языков объясняется лучше всего и значительная часть гидротопонимии Западной Украины, Южной Польши, Словакии и других прилегающих к ним славянских земель, как-то: Гирканский лес Геродота (ср. литовское giria— «лес», «пуща»); Самбор — город в Западной Украине (от древнепрусского Wis—sambrs — «зубр»), ряд гидронимов с корнем tit (литовское «вьюн»), например Титава; Скамапдрос («каменистая») — название реки, впадающей в Геллеспонт (ср. древнепрусское Skamand \ Skament, Skamento — озеро, река и гора в Мазовии), Балатон (озеро в Венгрии), Блата и Платка (населенные пункты в Чехословакии), Балта-верде, Былта, Был-тени, Балта-сухая, Четатя де Балтэ (селения в Румынии), Балта-Маре в Молдавии, Полква — приток Горыни, Полота — приток Западной Двины от латышского палте, палтс (palte, palts) — «лужа»; река Стрый (латышское strauts — «ручей»); река Сож — древнепрусское suge — «дождь»; река Упа в Чехии и две реки Апе в северной части Румынии, чьи названия образованы от латышского аре \ аре — «река».
На Балканском полуострове и в Малой Азии в местах расселения древних фракийцев, по земле которых протекала вышеназванные реки, встречается большое число наименований типа Прусиос — озеро в Македонии, населенный пункт в Аттике, Этолии, Малой Азии; Прусец — город в Вифинии (Прусс — имя царя и сына — там же), сопоставляемых с названием литовского племени пруссы (ср. pajuris — по-литовски «берег»).
В горах северной части Балкан жило (согласно Певтингеровым таблицам) племя латовичей с городами Латовикорум, Лепавист (ср. современный латвийский город Лиепая).
Племя галиндов, которое можно сопоставить с голядью русских летописей — одним из литовских племен, вместе с кельтами-галатами упоминается в Ольвийском декрете в честь Протогена. Принято считать, что галинды жили в районе Прибалтики, но указанный декрет, а также упоминание Иордана о гольтескифах в окрестностях Северного Причерноморья наряду с наличием в Западной Украине топонимов с корнем голд заставляют пересмотреть указанную точку зрения.
Где-то в пределах северной части Центральной Европы балтийские племена соседствовали с древними германцами, о чем можно судить по многочисленным фонетическим и грамматическим изоглоссам и лексическим совпадениям архаического облика, имеющимся в этих языках. Среди последних укажем на названия некоторых процессов трудовой деятельности (работа, работать, сдирать шкуру, оголять, растирать, размалывать, собирать, вязать, плести, месить тесто, мять глину, ткать); продуктов труда (смола, деготь, пакля), на названия лодки-однодревки, жилища, хозяйственных построек, частей тела (ладонь, нёбо, горло, губы, горб); явлений природы (ветер, буря); физических тел (песок, гравий); птиц, насекомых (жук, улитка); болезней (проказа); числительных (первый, одиннадцать, двенадцать); терминов, относящихся к речи; на абстрактные понятия, глаголы движения (летать, плавать, бежать, прыгать); существительные (ручей, колодец, корзина); на названия продуктов (каша) и многие другие.
Показательно и то, что в составе лексических совпадений в германских и балтийских языках совершенно отсутствует социальная терминология, сложение которой восходит к сравнительно позднему времени и может быть приурочено к возникновению у германцев, в частности у наиболее восточных из них — готов, княжеской и королевской власти, социально-имущественного расслоения и государства, т. е. примерно, к началу нашей эры.
Настаивая на том, что предки балтийских народов предшествовали славянам на большей части территории Правобережной Украины и Северного Прикарпатья, помимо приведенных выше исторических, топонимических и языковых данных, мы опираемся еще на ряд археологических и этнографических явлений, которые до сих пор не получили в науке сколько-нибудь достаточного освещения. Например, у литовцев был распространен культ змеи, издавна известный на южном побережье Балтийского моря, где в могильниках археологи находят браслеты с змеиными головками на концах и другие изображения змей и драконов. В древнерусских курганах, как указывает В. В. Седов, такие змеиноголовые браслеты и украшения имеют строго ограниченный ареал и встречаются только на территории Верхнего Поднепровья, Подвинья и Понеманья, т. е. «в той части Восточной Европы, где до прихода славян жили балты». Однако в Северном Причерноморье мы вновь сталкиваемся с отголосками почитания этого культа, обычно связываемого с балтийским субстратом. В записанной Геродотом от местных греков легенде о происхождении скифов говорится, что прославленный греческий герой Геракл посетил однажды северные берега Черного моря. Достигнув лесистой страны Гилеи (ее локализуют в низовьях Днепра), Геракл встретил обитавшую здесь в пещере деву-змею. (Статуэтка змеиноногой богини скифского времени найдена в кургане Большая Цымбалка в районе нижнего Днепра.) От сожительства Геракла с этим туземным божеством родились три брата, потомками которых и считали себя скифские племена. По сообщению другого древнегреческого писателя — Арриана, военные значки скифов представляли собой змей или драконов, сшитых из цветных лоскутов и насаженных на высокие древка. При движении войска такие значки надувались, извивались, как живые существа, и издавали резкий свист. Рядом со скифами жили агатирсы и гелоны, а вперемежку с гелонами будины. Среди будинов же, как мы знаем, поселились бежавшие от змей невры.
К числу общих скифо-балтийских этнографических явлений относится также культ коня, нашедший у тех и других свое проявление в форме захоронений с конем. Славянским племенам культ этот совершенно неизвестен.
Южное происхождение балтов подтверждается и распространением у них в прошлом культа камня, который, скорее всего, мог сложиться в условиях горной местности, т. е. где-то в районе Прикарпатья.
О проживании предков современных балтов в Приднепровье еще в первых веках нашей эры свидетельствует текст произведения Иордана, в котором перечислено свыше дюжины различных летто-литовских и финно-угорских племен, входивших в державу Германариха, и нет ни одного славянского.
Без принятия тезиса о проживании балтийских племен некогда значительно южнее, причем сравнительно поздно, в районе Прикарпатья и Причерноморья, невозможно объяснить, почему в исторических песнях литовцев сохранились воспоминания о реке Дунае.
А. А. Вержбовский связывал с литовцами упоминаемое Геродотом племя «рыжеволосых и голубоглазых» будинов, обитавших к северу от скифов, «в разнородном лесу». В стране их, по сообщению Геродота, находилось большое и многоводное озеро, окруженное трясиной и тростником, в нем ловились выдры, бобры и другие звери, меха которых употребляли на опушку кафтанов. В этом описании нетрудно узнать заболоченную пойму реки Припяти и знаменитые Пинские болота. Видимо, ко времени Геродота скифы уже успели оттеснить основную массу будинов на север, так как, судя по топонимии, ареал расселения до того находился значительно южнее: топонимы с корнем буд—Буда, Будочка, Будановка, Будка и т. п. (если даже из их числа исключить явно позднейшие образования) тянутся сплошной полосой от границы Калужской и Брянской областей через Южную Белоруссию, Южную Польшу, Западную Украину, Чехию, Венгрию (Буда, Будско, Будичка) вплоть до румынских Карпат (Буда, Будешты) и Молдавии (Буда, Будей, Будешты) и встречаются даже в долине Дуная (Болгария). Больше всего указанных названий имеется в Польше (по подсчетам И. П. Филевича — 158); в Западной Украине около 20; в Калужской области — 9; в Венгрии — 7, т. е. как раз на окраине той территории, которая предположительно отводится будинам.
Признание А. А. Вержбовским «балтизма» будинов и выдвинутое нами положение о проживании летто-литовцев в позднее время (середина I тыс. до н. э. — первые века нашей эры) южнее среднего течения Днепра и границы лесостепи сегодня еще не получили сколько-нибудь широкого признания. Указанную территорию принято рассматривать в качестве одного из основных ареалов, в пределах которого происходило формирование этнического ядра славянства.
Поэтому все, что говорилось выше о южном проживании и связях летто-литовских племен в античную пору, а может быть, и несколько позднее, следует считать лишь гипотезой, которая нуждается еще в строгой научной проверке.