3 месяца назад
Нету коментариев

Задача предлагаемой книги — дать читателю прежде всего методиче­ское пособие для изучения географии растений (фитогеографии), в част­ности двух основных ее разделов — учения об ареалах и учения о флорах, а равно осветить некоторые общетеоретические вопросы нашей науки. Оговоримся сразу, что наше «Введение в географию растений» не при­звано заменить существующие учебники и учебные пособия по гео­графии растений (понимаемой разными авторами по-разному широко), но, как нам кажется, может представить небесполезное дополнение к ним, Главным образом вследствие сосредоточения в нем внимания на общих вопросах рассматриваемых отраслей фитогеографии, а также на вопросах методики фитогеографических исследований, значение которых, особен­но для учащейся молодежи, едва ли кем-либо недооценивается, но к осве­щению которых в учебной литературе проявляется очевидное пренебре­жение: Быть может, в определенной связи с этим стоит и неоправданный «разнобой» в исследованиях сложившихся специалистов-ботаников, порою, как представляется нам, недооценивающих роли правильной постановки научных вопросов и правильного выбора методических средств их реше­ния для получения удовлетворительных научных результатов.

В основу нашей книги положен курс лекций по географии растений, читаемый автором на протяжении последних лет для студентов-биологов Ленинградского университета и прослушанный также довольно многими товарищами автора по исследовательской или преподавательской работе. Содержание книги покрывает лишь часть (по объему примерно половину) нашего курса. В ней нет описания флористических областей земного шара, освещаемых во второй половине лекционного курса, и все внимание сосредоточено на вопросах, могущих, пожалуй, быть объединенными под названием «Общая фитогеография» (Называя книгу «Введением в географию растений», мы подчеркиваем делаемый в ней упор на освещение общих вопросов фитогеографии, одновременно избегая возможности неправильных ожиданий, которые могло бы вызвать заглавие «Общая география растений», иногда используемое в учебной литературе (ср., на­пример, учебники Гайека, Шафера) как обозначение географии растений в широ­ком смысле слова (включая вопросы экологии, фитоценологии, географии расти­тельности) . В нашем понимании, общая фитогеография противостоит специальной или региональной фи то географии, рассматривающей особенности растительного мира, в частности флор и флорогенеза отдельных частей света или отдельных ботанико-географических областей). Такое предпочтение общим вопросам обусловлено прежде всего недостаточностью их освещения в имеющейся учебной литературе, в то время как описательные характе­ристики флористических областей и некоторые конкретные данные по ана­лизу их флор или по истории их развития освещены в ней значительно полнее, и соответствующие материалы могут быть с пользой освоены и в соединении с тем, что излагается нами.

Первая часть нашей книги (Основы учения об ареалах) повторяет в основном содержание учебного пособия, изданного под указанным назва­нием в 1962 г. Небольшие отступления от прежнего текста обусловлены стремлением автора использовать некоторые новейшие специальные рабо­ты, вносящие нечто принципиально новое в освещение обсуждаемых воп­росов. Некоторые изменения сделаны под влиянием критических замеча­ний, высказанных моими коллегами, ознакомившимися с первым издани­ем «Учения об ареалах».

Вторая часть книги (Основы учения о флорах) в подобной форме нигде не публиковалась. В некоторых главах ее, однако, имеет место повто­рение того, что излагалось автором в специальных работах, посвященных флоре Арктики, Дальнего Востока и других частей земного шара, или в статьях и докладах общетеоретического характера, с которыми мне при­ходилось выступать на протяжении многих лет.

Книга написана прежде всего как учебное пособие для студентов уни­верситетов. С этим связано, в частности, наличие в ней пояснений неко­торых специальных терминов и других деталей, могущих показаться спе­циалсту-фитогеографу излишними. Вместе с тем автор не скрывает своей надежды и на внимание к его труду со стороны специалистов. За возможные критические замечания читателей он будет благодарен.

Необходимо подчеркнуть, что изучение географии растений как спе­циальной науки предполагает наличие у приступающего к нему некото­рых естественнонаучных знаний более общего характера. В частности, желающий изучать географию растений должен обладать определенным запасом знаний в области как ботаники, так и географии. Знание основ географии должно подкрепляться, в частности, хорошим знанием карты, не опираясь на которое многие данные географии растений очень трудно осмыслить. В области ботаники особенно важно основательное знакомство с систематикой растений, данные которой используются фитогео-графом буквально на каждом шагу. Очень важно также — предварительно или параллельно с изучением географии растений — освоение основ эко­логии растений и фитоценологии.

В зависимости от круга интересов человека, углубляющегося в изу­чение географии растений, ему может понадобиться опора и на другие научные дисциплины. Так, при интересе к вопросам динамики ареалов или флорогенеза неизбежно понадобится знакомство с данными истори­ческой геологии. Знание климатологии поможет избежать попыток упрощенного решения некоторых ботанико-географических воп­росов, связанных с зависимостью развития растений от климатических условий. Изучение вопросов истории флор потребует соответствующих знаний в области палеоботаники. В высшей степени полезно для изучающего фитогеографию знакомство с параллельной биогеографиче­ской дисциплиной — зоогеографией. Таким образом, всякое углуб­ление фитогеографических знаний требует и соответствующего расшире­ния горизонта, предусмотреть которое в деталях не может никакая учеб­ная программа.

Работая над предлагаемой книгой, автор опирался на помощь многих товарищей по работе: одни помогли ему предоставлением тех или иных материалов, другие — указаниями на литературу, соображениями по су­ществу охватываемых книгой вопросов и т. п. Всем им автор выражает свою искреннюю благодарность.

Ленинград, 1971.