2 года назад
Нету коментариев

Внимание! Информация устарела. Текст имеет только историческую научную ценность!

Во все времена к рождению детей с уродствами люди относились со страхом, трепетом или предчув­ствием беды и величайших несчастий. Искусно вы­полненные изображения удивительных уродцев — с двумя головами на одном теле, «монстров» или сросшихся близнецов — служили иногда прототипами богов и полубогов, обладающих магической силой. В древние времена такие дети, по-видимому, обоже­ствлялись и были предметом культа. Крайнее изум­ление, с которым мы наблюдаем странные природ­ные дефекты, нашло свое отражение в созданных на протяжении тысячелетий произведениях искусства. В Южной Турции была найдена скульптура двугла­вой богини, тело которой представляло собой срос­шиеся тела близнецов (датируется примерно 7-м ты­сячелетием до н. э.). Вырезанные из мела и дерева фигуры, относящиеся к каменному веку, свидетельст­вуют об умении древних людей подметить и точно отобразить характерные особенности аномалий типа «сиамских близнецов» или с наличием лишних паль­цев на руке и т. д.

Во время правления в Уре вавилонской династии, примерно 4000 лет назад, во врожденных уродствах усматривали предзнаменования, помогающие преду­гадывать будущее. Приведем несколько предсказа­ний, как они описаны у Дж. У. Баллантайна в его книге «Тератологические записи халдеев» (1894):

«Если какая-нибудь женщина родит ребенка, у которого отсутствуют ноздри, стране будет угрожать несчастье, и дом ее мужа будет разрушен. Если какая-нибудь женщина родит ребенка, у которого нет носа, беда постигнет страну, и хозяин дома умрет. Если какая-нибудь женщина родит ребенка, у ко­торого нет полового члена, хозяин дома снимет богатый уро­жай с полей. Если женщина родит ребенка, пол которого us будет ясно обозначен, бедствия и несчастья постигнут страну, а мужа ее будут сопровождать несчастья».

Даже рождение близнецов рассматривалось в Древнем Вавилоне и Древнем Риме как дурной знак: так, верили, что за рождением четверни обяза­тельно последует неурожай. У римлян рождение дву­полого ребенка считалось плохим предзнаменованием, и гермафродитов обычно умерщвляли.

Вера в то, что рождение сильно деформированные детей предвещает несчастье, оставалась незыблемой вплоть до XVII в. Как ни парадоксально, эти гроте­скно выглядевшие люди внушали не столько страх, сколько любопытство; им покровительствовали, их даже содержали при королевских или княжеских дворах Европы.

С незапамятных времен было принято считать, что тяжелые врожденные дефекты — это божья кара за совершенные людьми грехи или знаменье того, что кара близится. Не так уж редко и в наши дни встре­чаются родители, глубоко убежденные, что бог нака­зывает их за прегрешения. Несколько лет назад мне довелось беседовать с одной матерью, которая обра­тилась за советом по поводу своего ребенка, больного водянкой головного мозга. Она спросила, не думаю ли я, что бог наказал ее ненормальным сыном за то, что ее первый, нормальный сын попал под машину. Сочетание двух трагедий вызвало у нее полное нерв­ное расстройство и привело к тому, что ее на несколь­ко лет пришлось поместить в психиатрическую боль­ницу.

Распространено мнение, будто шоковое состояние или сильное беспокойство, пережитые беременной женщиной, могут привести к врожденным дефектам у ребенка. Достаточно надежных данных, подтверж­дающих эту точку зрения, нет. Но можно отметить, что во время второй мировой войны бомбежка Лон­дона и других крупных английских городов, несмотря на всеохватывающий стресс, не привела к повышению частоты врожденных дефектов.

О ТОМ, ЧТО В УМЕ

Другая не менее распространенная точка зрения о том, что мысли беременной женщины могут по­влиять на развитие плода, также не имеет оснований. (Принято было считать, что так называемые душев­ные впечатления начинают действовать с момента за­чатия.) Считалось также, что дети, зачатые в браке, основанном на большой страсти, должны быть арти­стически одаренными. В Древней Греции беремен­ных женщин побуждали смотреть на прекрасные ста­туи и картины, чтобы дети рождались сильными и красивыми; спартанцы даже закрепили этот обычай законом. Согласно древнему норвежскому закону, мясникам запрещалось развешивать туши зайцев для всеобщего обозрения из опасения, чтобы их вид не побудил беременных женщин рожать детей с заячь­ей губой. Сами женщины нередко порицали себя за те или иные мысли, настроения и эмоции во время беременности. Поскольку некоторые дефектные дети похожи на обезьян (например, больные микроцефа­лией или анэнцефалией), укоренилась точка зрения, будто беременным женщинам опасно смотреть на обезьян. Одна моя близкая родственница очень инте­ресовалась причиной появления у ребенка волосатой родинки. Она была убеждена, что подлинной причи­ной появления такой родинки бывает внезапный ис­пуг, вызванный каким-то пушистым животным (на­пример, кошкой) и побудивший беременную женщи­ну коснуться своего живота. Конечно, случайные сов­падения могут способствовать укреплению такого рода поверий. Профессор Джозеф Уоркани из Цин­циннати (штат Огайо), посвятивший всю жизнь изу­чению врожденных уродств, в одной из своих науч­ных работ приводит следующий примечательный слу­чай:

Одна знатная, весьма любопытная дама, будучи беремен­ной, присутствовала при казни приговоренного к смерти пре­ступника. Палач, прежде чем выполнить свою главную обя­занность — отделить голову от тела, — отрубил у осужденного кисть руки. При виде этой картины дама пришла в страшное возбуждение, ее охватила дрожь, и она поспешила уйти. Через несколько дней у нее родился ребенок, у которого на одной руке отсутствовала кисть. Отделившуюся кисть она «родила» несколько позднее.

Теперь-то мы знаем, что внутриутробная ампута­ция пальцев, кистей рук или даже целых рук проис­ходит иногда из-за наличия тугих амниотических перетяжек. Чисто случайно кисть руки ребенка знатной дамы оказалась ампутированной в том же месте, где на руку осужденного пал топор па­лача.

Вероятно, самое раннее упоминание о возможно­сти внутриутробной реакции на душевные впечатле­ния мы находим в Библии (книга Бытия). Иаков, которому тесть обещал отдать всех овец и коз с крапинками и пятнами, обеспечил себе большое на­следство тем, что разложил частично очищенные от коры (то есть полосатые и крапчатые) прутья в тех местах, где скот зачинал, а затем отделял ягнят, зачатых в таких условиях, от остального стада и тем самым увеличивал численность скота с крапи­нами, пятнами и полосами.

Прочно укоренившиеся в сознании людей суеве­рия очень трудно просто так сбросить со счетов. Конечно, внезапный шок может вызвать выделение гормона надпочечника — кортизона, избыток которо­го, как подмечено, у некоторых видов мышей приво­дит к образованию волчьей пасти. Сообщалось так­же, что куры, испытывающие воздействие необычно сильного шума,- выводят цыплят с повышенной час­тотой врожденных дефектов. Действует ли при этом избыток кортизона, вызванный испугом, или какой-нибудь иной механизм, связанный с обменом ве­ществ, неизвестно. Излишне напоминать, однако, что данные, полученные на животных, ни в коем случае нельзя переносить буквально на состояние человека, хотя такая тенденция по-прежнему бытует,

НЕ ЧЕЛОВЕК И НЕ ЖИВОТНОЕ

Скрещивание представителей различных видов млекопитающих хорошо известно. Самый наглядный пример — скрещивание лошади и осла. Выведенные таким образом мулы особо ценятся за свою вынос­ливость. И хотя от скрещивания человека с живот­ным никакого потомства, разумеется, быть не может, в древности были распространены поверья (возникшие, по-видимому, в Египте и Индии), согласно ко­торым при сношениях между различными видами животных происходит оплодотворение, вследствие чего на свет рождаются монстры. Древние не усмат­ривали также ничего отталкивающего в мысли о сно­шениях человека с животным. Если женщина рожала ребенка, похожего на какое-нибудь животное, то этому ребенку воздавались те же почести, что и са­мому животному, которое по официальной религии того времени считалось священным. Профессор Уоркани сообщает об открытии в одной из могил, явно предназначенной для священных животных, мумифи­цированного ребенка с анэнцефалией. Можно пред­положить, что этот сильно деформированный ребе­нок внешне напоминал обезьяну, поэтому его забаль­замировали и похоронили вместе с другими священ­ными животными. В те времена появление на свет младенца-монстра явно не считалось чем-то из ряда вон выходящим или следствием греховной половой связи, а потому не приводило к преследованию мате­ри. Греческая мифология полна описаниями кентав­ров (получеловек-полулошадь), минотавров (получело­век-полубык) и сатиров (созданий, похожих на коз­лов).

Все языческие верования подверглись осуждению во времена распространения христианских законов, которые объявили связи между людьми и животны­ми преступным актом. С появлением таких законов рождение уродливых детей нередко создавало для их родителей весьма опасную ситуацию.

Уоркани опубликовал пример протестантского «язычества» в США, нашедший отражение в запи­сях колонии Нью-Хейвен (1638—1649):

Случилось так, что через несколько лет после основания колонии родился поросенок с большими уродствами морды и головы. У него был только один глаз и похожий на кусок сырого мяса, какой-то полый выступ вместо носа. Подобное уродство не является чем-то необычным для животных. Более того, такая аномалия, как циклопия (один глаз), с похожим на хобот органом посреди лица, который заменяет нос, встре­чается (хотя и редко) и у детей с врожденными пороками. Но, как сказано в записи, жители колонии приписали вину за рождение, поросенка-монстра «противоестественным чарам и отвратительной развращенности» одного слуги по имени Джордж-Спенсер, у которого, как они «говорили, был «только один глаз, которым он видел, а другой имел так называемую жемчужину (бельмо)», которая была очень похожа на глаз уродливого поросенка.

И что бы вы думали? В 1641 г. Джордж Спен­сер был привлечен к суду, который длился целый год. После долгой волокиты были собраны много­численные признания и свидетельства. Джорджа Спенсера признали виновным и казнили 8 апреля 1642 г.

Кто знает, сколько невинных жертв закончило свою жизнь подобным образом! Но несомненно одно: такое наказание не было редкостью. Датский анатом Бартолин упоминает об одной девушке, родившей монстра с головой кошки и сожженной на городской площади Копенгагена в 1683 г.

На протяжении XV—XVI столетий воображением людей владели дьявол, ведьмы, колдуны и другие демонические создания. Врожденные дефекты (косо­лапость или волосатые родинки) истолковывались как знаки дьявола. Иногда матерей таких новорож­денных детей, если не убивали, то подвергали нака­занию. Во многих цивилизациях от уродливых детей быстро избавлялись. Древние греки и римляне уби­вали новорожденных не только в тех случаях, когда они рождались с уродствами,— они убивали и нор­мальных детей, если того требовали экономические и религиозные соображения (даже Платон оправды­вал такие убийства, когда речь шла о «плохом» или уродливом ребенке). А в древней Спарте убийство новорожденных во имя блага общества было огово­рено законом!

Вера в «дурной глаз» зародилась еще в доисто­рические времена. Античные философы учили, что глаза испускают «зрительные лучи», которые будто бы отражаются от предмета к глазу. Поэтому бере­менных женщин предупреждали о необходимости со­блюдать осторожность: «дурной глаз» мог вызвать рождение дефектного ребенка.

ГОРОСКОП

Еще 2800 лет до н. э. халдейские астрологи свя­зывали случаи врожденных дефектов с движением или противостоянием планет. Время от времени, как засвидетельствовано в Сицилии в XVI в., вину за врожденные дефекты возлагали на солнечные затме­ния. Даже в наши дни находятся люди, склонные верить астрологическим предсказаниям.

Невзирая на нашу поглощенность земными инте­ресами и на то, что образ нашей жизни диктуется наукой, мы еще мало знаем о точной причине появ­ления различных врожденных дефектов. Вот почему нами нередко овладевает истерия и страх, происхо­дящие от незнания. В свое время Спиноза пришел к заключению, что суеверие порождается, сохраняет­ся и питается страхом. Поэтому не следует пол­ностью отбрасывать мысль о том, что, пока у нас не будет совершенно ясного представления о причи­нах всех врожденных дефектов, суеверия, основанные на страхе, будут сохранять свою силу.