5 лет назад
Нету коментариев

Едва ли по какому-нибудь вопросу, связанному с пере­летами птиц, распространены столь ошибочные взгляды, как по вопросу о скорости перелета. Мнения большинства людей о скорости, с которой пролетают птицы, основаны на случайных кратковременных наблюдениях, и поэтому она обычно сильно преувеличена. Другие сравнивают ско­рость пролета птиц со скоростью автомобиля, поезда или самолета. Однако таких скоростей они не найдут даже у наиболее быстрых из известных нам летунов. Так, напри­мер, стрижи пролетают со скоростью 40 — 50 м/сек (не­зависимо от ветра), что соответствует приблизительно 150 — 160 км/час. (Сравните: максимальная скорость экс­пресса — 39 м/сек, или 140 км/час.) Это, конечно, не означает, что птицы вообще не умеют летать быстрее. Гоняю­щиеся друг за другом стрижи развивают скорость до 200 км/час, а сокол бросается на жертву со скоростью 70 м/сект. е. 250 км/час. Но эти предельные скорости в течение очень короткого времени являются исключениями: они в лучшем случае характеризуют способность к полету некоторых видов, но их нельзя использовать для оценки скорости полета при миграциях, когда необходимо’ дли­тельное напряжение.

При длительных миграциях имеют значение не только способность к полету, но также и ветер. В зависимости от его направления и силы скорость птиц может значительно уменьшаться или увеличиваться. Особенно большие ско­рости в полете можно объяснить только при учете под­держки со стороны ветра. Так, в приведенном выше при­мере скорость английских чибисов при полете через Ат­лантический океан, равная приблизительно 70 км/час, увеличилась до 150 км/час благодаря попутному ветру, скорость которого достигала 90 км/час.

Учитывая задерживающее или ускоряющее влияние ветра, можно точно измерить собственную скорость птиц на коротких расстояниях и в соответствии с этим вычис­лить истинную скорость пролета. Впервые такие расчеты произвел Тинеман на Курской косе. Впоследствии они были сделаны Мейнертцхагеном, Гаррисоном и др.

T_1

Цифры, приведенные в таблице, дают ясное предста­вление о предельных скоростях перелета птиц. В общем она, очевидно, равна 40 — 80 км/час, причем скорость мелких певчих птиц приближается к низшим цифрам. Птицы, совершающие перелет ночью, летят, по-видимому, быстрее, чем мигрирующие днем. Бросается в глаза ма­лая скорость миграции хищных и других крупных птиц. Одни и те же виды птиц летают в области гнездования обычно значительно медленнее, чем на пролете, если во­обще эти скорости можно сравнивать.

Как ни мала обычно скорость перелета птиц, вернее какой малой она нам ни кажется, она вполне достаточна для того, чтобы некоторые виды за несколько дней и но­чей достигли мест зимовок. Больше того, с такой ско­ростью при условии попутного ветра (как, например, при перелете чибисами океана) многие перелетные птицы в течение нескольких дней или ночей могли бы долететь в тропики. Однако птицы не могут сохранить указанную скорость пролета дольше, чем на несколько часов; они почти никогда не летят несколько дней или ночей подряд; как правило, их полет прерывается для короткого отдыха или для более длительных остановок; последние придают перелету в целом характер неторопливой «прогулки». Так возникают длительные миграции.

При рассмотрении точно установленных кольцеванием средних скоростей дневного или ночного перелета отдель­ных видов всегда нужно иметь в виду, что они не характе­ризуют способность к полету и развиваемую на пролете скорость, а указывают лишь на длительность пролета и расстояние между местами кольцевания и находок околь­цованных птиц в пересчете на один день. Многочисленные находки окольцованных птиц доказывают, что птицы бы­стро пролетают большую часть пути, а остальное время используют для отдыха в богатых кормом местах. Этот вид пролета встречается наиболее часто. Значительно реже наблюдается равномерное распределение нагрузки и отдыха.

У птиц, летящих на большое расстояние, средний днев­ной путь равен примерно 150—200 км, в то время как летящие не так далеко не покрывают за это же время и 100 кмС этими данными согласуется продолжительность перелета в 2—3 или 3—4 мес. многих видов, которые зи­муют в Тропической и Южной Африке. Так, например, аист, обычно отлетающий из Германии в конце августа, достигает зимовок в Южной Африке только в конце но­ября или в декабре. Эти же сроки относятся и к жулану. Ласточки мигрируют быстрее — с сентября до начала но­ября. Сколь, однако, велики в данном случае индивиду­альные различия, можно видеть на примере 3 окольцован­ных горихвосток-лысушек, одна из которых покрывала ежедневно 167 кмдругая — 61 км я третья — лишь 44 кмпричем эти числа уменьшаются по мере увеличения отрезка времени, для которого их вычисляют (6, 30 и 47 дней). Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что дневная скорость более всего соответствует истинной скорости перелета в том случае, когда она вычисляется на основе общих показателей за короткий срок. Этот вывод лучше всего доказывают следующие примеры скорости про­летов отдельных птиц: аист покрыл за 2 дня 610 кмславка-черноголовка за 10 дней — 2200 кмлысуха за 7 дней— 1300 кмдругая лысуха за 2 дня — 525 кмкряква за 5 дней— 1600 кмЭтим данным можно противопоставить дневную скорость певчего дрозда — 40 км (вычислена за 56 дней перелета), зяблика — 17,4 км (вычислена за 23 дня перелета) и ястреба-перепелятника — 12,5 км (вычислена за 30 дней перелета). Эти данные сравнимы с приведен­ными выше сведениями о горихвостках, на средние скоро­сти которых при увеличении продолжительности пролета сильно влияют длительные остановки для отдыха.

При оценке дневного пути и скорости пролета нельзя упускать из виду и другой важный фактор: любые цифро­вые данные можно вычислить только для идеального пути перелета, т. е. для прямой линии, соединяющей места кольцевания и находки окольцованной птицы. В действи­тельности пролетный путь всегда больше, отклонения от прямой часто весьма значительны и выполненная работа и скорость значительно выше вычисленных. Эти ошибки практически невозможно исключить, и поэтому их необхо­димо учитывать, особенно при очень длительных пере­летах.

Кроме того, следует обращать внимание и на то, когда были получены эти данные. Дело в том, что при весеннем перелете показатели во многих случаях значительно выше, чем при осеннем. В единичных случаях можно было бы с уверенностью доказать, что весенний перелет проходит вдвое быстрее осеннего, например у аиста, американского веретенника и жулана.

Штреземан (1944) точно установил, что весной про­лет жулана длится приблизительно 60 дней, а осенью — около 100 дней. В среднем эти птицы пролетают около 200 км в сутки. Однако они летят только ночью в течение 10 час. со скоростью 50 км/час. После такого пролета они всегда отдыхают, так что расстояние 1000 км покрывается ими за 5 суток: миграция — 2 ночи, соя — 3 ночи, кормеж­ка — 5 дней.

Еще несколько слов о максимальных скоростях и дли­тельности пролета, характеризующих возможности пере­летных птиц: камнешарка, небольшая прибрежная птица, окольцованная наГельголанде, была найдена через 25 час. в Северной Франции, на 820 км южнее. Многочис­ленные мелкие певчие птицы регулярно перелетают за 12— 15 час. Мексиканский залив шириной 750— 1000 км.Согласно Моро (1938), некоторые небольшие сокола (Falco concolor и Famurensis), а также азиатские щурки (Merops persicus и М. apiaster), зимующие на побережье Южной Африки, также пролетают не меньше 3000 км над морем. Гавайские острова служат местом, зимовки для ряда северных куликов, которые, мигрируя от Алеутских островов и Аляски, где расположены их гнез­довья, вынуждены пролетать 3300 км над открытым. мо­рем. Золотистой ржанке, особенно сильному летуну, для покрытия этого расстояния при скорости около 90 км/чае потребовалось бы приблизительно 35 час. Более высокие скорости отмечены у другого вида ржанок, пролетающих от Новой Шотландии до северной оконечности Южной Аме­рики 3600 км над морем. Почти невероятным кажется пролет одного из гнездящихся в Японии бекасов, который зимует в Восточной Австралии и должен покрыть почти 5000 кмчтобы достигнуть зимовок. В пути он, вероятно, совсем не отдыхает, так как в других местах его никогда не отмечали.

К пролету над водными пространствами можно при­равнять пролет над большими пустынями. Такой пролет также, несомненно, проходит без перерыва, например про­лет над Западной Сахарой мелких певчих птиц, трясогу­зок и коньков, требующий 30—40 час. непрерывной рабо­ты, если скорость их пролета считать равной приблизи­тельно 50 км/час.