Исходное и наиболее глубокое понимание личности разрабатывают философия и социология. На этой осно­ве психологическая наука развивает свой специфический подход к изучению личности и прежде всего опреде­ляет, какие именно сложные (комплексные) психиче­ские свойства человека являются личностными, т. е. наиболее существенными для индивида как личности. К числу таких психических свойств относятся преиму­щественно характер (т. е. система обобщенных побуж­дений, мотивов) и способности. Сами эти психические свойства возникают и развиваются на основе соответ­ствующих психических процессов (эмоционально-воле­вых, познавательных и т. д.).

При такой трактовке психологии личности сразу же определяется тот аспект взаимоотношения биологиче­ского (вообще природного) и социального, который наи­более значим для понимания личности в психологии. Предметом анализа становится тогда не вся целиком сложнейшая область человеческой биологии, а лишь ее небольшая часть: природные предпосылки (1) и физио­логические механизмы (2) характера и способностей. Но поскольку физиологические, вообще природные меха­низмы этих наиболее сложных психических свойств еще, по существу, почти неизвестны современной науке, то сфера анализа неизбежно ограничивается в основном природными предпосылками указанных свойств. Име­ются в виду преимущественно задатки и влечения. Что касается многих других свойств нервной системы чело­века, определяющих типы высшей нервной деятельно­сти, темперамент и т. д., то они — при всей их значи­тельности для понимания человека — также непосред­ственно не относятся к личностной проблематике. Свой­ства высшей нервной деятельности и ее типы являются лишь необходимыми, но не однозначными условиями формирования сложнейших психических свойств чело­века.

Таким образом, в данной брошюре подлежат рас­смотрению не вообще все психические свойства чело­века (например, темперамент), а только те из них, ко­торые являются личностными (способности и характер). Более того, эти последние выделяются для анализа не во всех своих аспектах, а лишь в одном — со стороны их природных, органических предпосылок.

Соответственно сужается и сфера социального, ко­торая должна быть рассмотрена в данной связи. Это не вообще все социальное, а только то в нем, что является наиболее общим и существенным в развитии указанных сложных психических свойств человека как личности, поскольку такое психическое развитие так или иначе связано с органическими задатками и влечениями. Ина­че говоря, из всей беспредельно широкой проблематики природного — социального здесь в интересах психоло­гии личности выделяется для анализа лишь один из аспектов проблемы способностей и характера.