Районирование в учебниках по физической географии СССР и физической географии материков
Районирование в рассматриваемых учебниках близко к общенаучному. В них должны быть выделены объективно существующие ГК двух-трех рангов. Правда, в связи с ограниченностью времени на курсы физической географии материков и СССР допустима характеристика в них не отдельных ГК, а их территориально-целостных групп, например групп сходных провинций СССР в высшей школе и сходных областей в средней (главным образом областей, связанных с основными и переходными зонами). Однако такие крупные ГК, как страны, отличающиеся высокой степенью оригинальности природы, не следует объединять даже в учебниках для средней школы. Исключения допустимы лишь для стран, заходящих на территорию СССР своей очень небольшой частью и выраженных на ней нетипично. Это — Переднеазиатская и Центральноазиатская страны (см. рис. 10). В других случаях объединение стран существенно мешает решению основной задачи региональной части физико-географической характеристики (раздел VII, 3), а иногда, кроме того, нарушает единство районирования территории СССР и зарубежной Евразии. Все отклонения от общенаучной схемы, принятые в учебнике, должны быть особо оговорены в тексте и отображены на карте районирования.
Отметим еще, что данный раздел книги, как и другие ее разделы, где анализируются учебники, имеет значение не только для преподавания соответствующих вузовских и школьных географических дисциплин, но и для конкретизации теоретических и методических положений районирования, часто трудных для понимания. Стало быть, упомянутые разделы существенно облегчают усвоение этих положений, причем на материале, наиболее близком для будущего учителя географии.