1 год назад
Нету коментариев

Люди с древнейших времен пытались дать объясне­ние вулканическим извержениям. Но бессилие перед грозной стихией, незнание законов развития окружаю­щей природы в конечном итоге приводило их к фанта­стическим толкованиям этих явлений. У различных народов в течение многих веков сложились представле­ния, что в глубинах Земли существует какой-то особый мир, где господствуют злые боги и духи, что, разгневав­шись на людей, владыки подземного мира производят извержения вулканов. Мифические образы постепенно делались предметами религиозного поклонения и прев­ращались в богов. Так, в Древней Греции и Риме вул­каны считались местообитанием подземного бога огня — Вулкана (отсюда и происходит название вулка­нов). Людям казалось, что во владениях подземного бога идет кипучая работа, как в огромной кузнице, по­тому будто бы из недр вырываются дым и пар, видны отсветы пламени, слышен подземный гул. Когда же гул усиливается и на поверхность выбрасываются раскаленные камни, льется лава, тогда, как они дума­ли, под землей происходит яростная борьба между богами.

Но не только древние греки и римляне слагали мифы и легенды о вулканах. Жители Камчатки назы­вали вулканы «горящими горами». Как они полагали, в вулканах живут души умерших. Когда же этим душам становится холодно, тогда они начинают топить свои большие юрты. Вот почему горы начинают ды­миться и «гореть».

Существует множество других легенд у различных народов, живущих в районах вулканических изверже­ний. А позднее, когда складывались мировые религии, богословы использовали древние представления о «под­земном царстве», превратив его в ад — место вечного наказания «грешников».

Что это именно так, легко убедиться, сравнив хри­стианские и мусульманские описания ада. В мусуль­манской «священной книге» Коране сказано, что наступит день, когда аллах будет судить всех людей. «Тогда тому, кто был упорен в нечестии, предпочитал всему здешнюю жизнь,— тому адский пламень будет жилищем» (сура 79, аяты 37—39). «Священной кни­гой» христиан является Библия. В ней тоже говорится о «конце света» и о том, что судить всех людей придет «сын божий» Иисус Христос. Что же ожидает христи­анских «грешников»?

Евангелист Матфей очень уверенно заявляет, что после «страшного суда» грешников ввергнут «в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матф., гл. 13, ст. 50).

Относительно того, где находится ад, у создателей «священных» христианских книг нет никаких сомне­ний: ад находится в глубинах Земли. «Жития святых» содержат немало легенд о людях, которые якобы по­бывали в аду и благополучно оттуда вернулись. В од­ной из легенд говорится о воине Таксиоте, который будто бы рассказал о своих приключениях в аду епископу города Карфагена. В рай Таксиота не пустили, поскольку он поддался «дьявольским соблазнам». «Тог­да злые духи,— рассказывает он епископу,— взяв меня, начали бить и свели затем вниз; земля расступи­лась, и я, будучи веден узкими входами через тесные и смрадные скважины, сошел до самой глубины темниц адовых, где во тьме вечной заключены души грешни­ков, где нет жизни людям, а одна вечная мука, неутеш­ный плач и несказанный скрежет зубов» (курсив мой.— Ж. Б.). Из данного «рассказа» совершенно опре­деленно явствует, что ад находится в глубинах Земли.

Высказывания богословов о местоположении ада свидетельствуют о подобном же представлении. Так, папа Григорий Великий (590—604 гг.) считал, что ад помещается в жерлах вулканов. По представлению крупного христианского теоретика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.), самым подходящим местом для ада является центр Земли. А вот как рассуждал об аде «святой священномученик» пресвитер Смирнский Пио­ний: «Если же это кажется вам далеко от вас, то поду­майте о теплых водах, выходящих из земли: почему они нагреваются и бывают горячи? Не от огня ли, при­готовленного для грешников внутри земли?»

Таковы были представления людей о строении Земли, вызванные ужасом перед вулканической дея­тельностью — действительно грозным явлением приро­ды. Возникли эти представления в глубокой древности. Но закрепленные в религиозных сочинениях, они внед­ряются духовенством в умы доверчивых людей и в наши дни.