1 год назад
Нету коментариев

Одни из самых грозных и разрушительных явле­ний природы представляют землетрясения. Первые све­дения о них можно найти в древних преданиях, мифах и сказаниях.

Вопросы о том, что собой представляет Земля, как она возникла, и многие другие уже в древности при­влекали к себе внимание людей. Наглядным свидетель­ством этого служат книги Библии, легенды и сказания о происхождении мира, созданные разными народами и отражающие их познание о Земле.

Библейской легендой о всемирном потопе интересо­вались не только верующие, но ученые-геологи, изу­чающие изменения земной коры, а также причины, их вызывающие. Достаточно подробно исследовал легенду о всемирном потопе выдающийся австрийский геолог Эдуард Зюсс в конце прошлого века. Прежде всего Зюсс сопоставил библейский вариант со сходными сказания­ми о потопе у более древних, чем евреи, народов. Са­мые ранние сведения о событиях на территории Месо­потамии, где якобы начался этот потоп, исходили от древнейшей исторической народности — шумеров, кото­рые уже в начале третьего тысячелетия до новой эры создали письменность. Именно от них дошли до нас древнейшие мифы о «сотворении мира», о «рае», «пото­пе». К концу второго тысячелетия до новой эры эти легенды были подхвачены и усвоены преемниками шумерской культуры — вавилонянами и сохранились на обожженных глиняных плитках с клинообразными письменами, которые были найдены в развалинах древ­них городов Месопотамской низменности.

Библия говорит о том, что бог, разгневанный чело­веческими злодеяниями, ниспослал на Землю потоп, «чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни», кроме семьи Ноя и тех животных, которые, по указанию божию, были взяты Ноем в построенный им ковчег. Потоп, как утверждает Библия, произошел от низринувшихся с неба дождей, длившихся 40 дней и 40 ночей. Вода прибывала на Земле в продолжении 150 дней, и все скрылось под водой, лишь гора Арарат возвышалась над волнами. Столько же времени вода спадала, пока Земля не осушилась и не сделалась при­годной для обитания.

Как отмечал Э. Зюсс, рассказ о потопе, во многом совпадающий с библейским его вариантом, был найден в одном из древнейших памятников письменности — в сказании о герое Издубаре, записанном клинообраз­ными знаками на глиняных плитках, входивших в би­блиотеки вавилонских царей. Сравнение вариантов привело Э. Зюсса к заключению, что библейская леген­да есть краткий и несколько измененный пересказ ва­вилонского. Знакомство с вавилонским сказанием убедило австрийского геолога, что оно не вымысел, а описание действительного события, но облеченного в фантастическую форму.

В сказании вавилонян говорилось о появлении воды из разверзавшихся в Земле трещин. Это явление, как правильно отметил Э. Зюсс, обычное при землетрясе­ниях в равнинных районах, в низовьях больших рек. Далее говорилось о густой черной туче, движение кото­рой с юга сопровождалось сильнейшими бурями и ливнями. Сопоставляя эти и другие места сказания, Э. Зюсс пришел к выводу, что событие, носящее назва­ние потопа, произошло в низовьях реки Евфрата и пред­ставляло собой очень обширное и опустошительное наводнение Месопотамской низменности. По мнению австрийского геолога, основной причиной, вызвавшей это наводнение, было сильное землетрясение в области Персидского залива, чему, как это нередко бывает, предшествовало несколько подземных толчков (в сказа­нии о них говорилось как о предупреждении божества). Землетрясения в низменных приморских странах, в особенности если они происходят на дне моря, обыкно­венно сопровождаются подъемом морских вод, которые надвигаются на низменную равнину высокой водяной стеной, несущей часто с собой гибель и разрушение. (В настоящее время такие подводные землетрясения известны под названием «цунами» и довольно хорошо изучены. О них мы будем говорить достаточно подроб­но в следующей главе.)

Рассмотрение других подробностей сказания позво­ляет сделать вывод, что во время сильнейших земле­трясений с юга и юго-востока надвинулся циклон, про­никший в Персидский залив со стороны Аравийского моря. Он сопровождался ливнями, способствовал под­нятию уровня воды и проникновению ее далеко в глубь низменной равнины Месопотамии.

Таким образом, тщательным анализом библейской легенды Э. Зюсс продемонстрировал силу науки, при помощи которой был развенчан миф о всемирном пото­пе. Вместе с тем ученый достаточно убедительно дока­зал, что в этом мифе отразилось грозное явление при­роды, охватившее по масштабам цивилизации того времени достаточно большую территорию и тем пора­зившее воображение людей.

Что же говорит религия по поводу землетрясения? В 8-й главе «Откровений Иоанна Богослова» причины землетрясений объясняются следующим образом: «И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясения… И услышали они с неба громкий глас, говоривший им: взойдите сюда… И в тот же час произошло великое землетрясе­ние и десятая часть города пала, и погибли при земле­трясении семь тысяч имен человеческих». В Библии имеются тексты, в которых о землетрясениях говорит­ся несколько иначе, но суть всегда одна: бог вызы­вает землетрясения по своему усмотрению либо для того, чтобы обозначить ими какое-нибудь событие, ли­бо с целью наказать людей за их прегрешения.

В Коране говорится о различных признаках конца света, в том числе и о землетрясении. «Этот день,— го­ворится в Коране,— настанет, когда солнце будет скру­чено… звезды облетят, горы сдвинутся с мест… моря перельются, небо будет сдернуто…» (сура 81, аяты 1 — 3, 6, 11). Приверженцы ислама объясняют землетрясе­ния как борьбу между христианскими и мусульмански­ми духами.

Религиозное толкование причин землетрясения используется не только для усиления веры в бога, но и в целях усиления распри между различными нацио­нальностями. Так, во время землетрясения в Верном в 1887 году ходили слухи о провале города, в котором живут «неверные», то есть немусульмане. В 1830 году кавказское землетрясение предводитель горцев Даге­стана и Чечни Шамиль объяснил как знак, указываю­щий на одобрение аллахом газавата — «священной войны» против «неверных». В 1950 году после сильней­шего землетрясения в Индии горцы Ассама отказались что-либо рассказать ученым о том, что им довелось наблюдать во время стихийного бедствия, потому что верили в пословицу «Стоит только подумать о дьяволе, и он не замедлит явиться».

М. Неймайр в своей книге «История Земли», издан­ной в России в 1897 году, приводит письмо неизвестно­го автора о лиссабонском землетрясении 1755 года. В нем приводится «причина» землетрясения с точки зрения религиозного человека: «Большой чудесный город, богатейший в Европе, теперь обратился в груду камней. Господи, пощади несчастную страну, избавь от бедствия, которое мы заслужили по грехам своим и которым ты нас караешь! Большие чудесные церкви, великолепнее которых нет в самом Риме, разрушены. Погибли все монастыри, а из 20 тысяч духовных особ осталась в живых лишь половина».

Интересно отметить, что величайшая катастрофа XVIII века (лиссабонское землетрясение) получила религиозное истолкование прежде всего потому, что многих людей она настигла во время богослужения.

Откуда берутся подобные представления? Если обратиться к истории, то мы увидим, что они берут свое начало в фантастических взглядах наших далеких предков на окружающий мир. Вот некоторые представ­ления древних о причинах землетрясения.

В отдельных районах Бирмы до сих пор существует предание о том, что Земля окружена кольцом змей. Время от времени они приходят в движение, чем яко­бы и вызываются сотрясения Земли. Легенда, согласно которой Землю поддерживает множество змей, не даю­щих ей упасть в море, существует и в Индии. Когда змеи перебрасывают ношу друг другу, возникают земле­трясения, говорит легенда. Среди жителей восточной части этой же страны распространена другая легенда: Землю на своих рогах поддерживает буйвол; когда он приходит в ярость и начинает мотать головой, происхо­дит землетрясение.

Фантастические представления о причинах земле­трясений имелись не только у восточных народов, но также у древних греков и римлян. Так, древние греки считали, что Землю держит на своих плечах могучий мифический герой Атлас. Но так как землетрясения в районе Средиземноморья происходят чаще вдоль побе­режья, то их объясняли гневом бога морей — Посейдо­на (у римлян — Нептун), которого и называли «колебателем Земли».

В эпоху раннего христианства в Италии получила широкое распространение легенда, связанная с именем Христа. Легенда гласит: когда Христос взбирался на Голгофу (небольшая гора близ Иерусалима, на которой совершались казни), его ударил еврей Малко, за что и был приговорен к наказанию — поворачивать столб, поддерживающий Землю; время от времени Малко ударял по столбу в надежде, что Земля расколется, и он будет освобожден от своей бесконечной муки; вот эти удары по столбу якобы и вызывали землетрясения.

Долгое время люди ошибочно полагали, что земле­трясения происходят только в населенных районах. Это заблуждение можно объяснить лишь редкой засе­ленностью многих районов в прежние века, отсутствием приборов, которые могли бы указать местоположение отдаленных толчков. В 1752 году Британское королев­ское общество даже опубликовало сообщение, что зем­летрясения действительно происходили в тех районах, население которых нуждалось в наказании.

В середине XVIII века Вениамин Франклин — вы­дающийся американский политический деятель и крупный ученый — предложил весьма эффективное средство защиты от грозового разряда — громоотводы. В этой связи по городам Северной Америки пошли слу­хи, что причиной землетрясений может служить «некая электрическая субстанция», которую будто бы извлек­ли из атмосферы громоотводы Франклина.

Землетрясения во многих случаях сопровождаются «необычными» явлениями, имеющими, однако, вполне объяснимую физическую природу, и лишь незнание природы этих явлений, страх человека перед стихией заставляют считать их сверхъестественными.

Часто при землетрясении и незадолго до пего отме­чают непонятное свечение, похожее то на яркие вспыш­ки, то на столбы света, а порой на зарницу или светя­щиеся шары. Людям приходилось наблюдать мерцаю­щее свечение неба, отдаленно напоминающее полярные сияния. Наблюдалось свечение многих предметов и строений. Известный русский географ А. В. Пастухов в августе 1891 года оказался на Кавказе вблизи эпицен­тра и наблюдал свечение буквально за несколько минут до землетрясения. Проснувшись от тревожного ощущения, он заметил, что углы палатки фосфориче­скисветятся. Выйдя из палатки, увидел подъезжавших к нему всадников. Его взору открылась удивительная картина: светились не только вершины гор, но и усы, контуры бурок и высокие папахи всадников. Через мгновение раздался гул большой силы, задрожала зем­ля; падение камней сопровождалось мириадами искр. Началось землетрясение.

Подобные световые явления наблюдались многими жителями Ашхабада во время землетрясения (1948 год) и Ташкента (1966 год). Религиозные же люди истолко­вывали свечение как «предвестие наказания за грехи».

Чем же наука объясняет явление свечения? По это­му поводу существует две точки зрения. Согласно пер­вой, свечение имеет прямую связь с явлениями атмос­ферного электричества: перед началом землетрясения и во время него создается весьма высокое напряжение электрического поля атмосферы вблизи земной поверх­ности, оно-то и проявляется в виде светящихся разря­дов с различных предметов. Согласно второй точке зрения, свечение вызывается соударениями частиц гор­ных пород во время землетрясения: при смещении блоков земной коры в результате ударов и трения между частицами выделяется большое количество тепловой энергии; отдельные частицы могут раскалиться до температуры свечения и вылетать в атмосферу в виде искр.

Почти каждое землетрясение сопровождается нара­стающим гулом или различными шумами. Эти звуко­вые явления могут напоминать раскаты грома, грохот обвала или гул приближающегося поезда. При сильных землетрясениях энергия звуков может быть колоссаль­ной. Так, например, при лиссабонском землетрясении 1755 года подземный гул был слышен за многие сотни километров (в Альпах, Англии, Швеции и многих дру­гих местах).

Причиной гула и шума является возникновение в твердой земной коре волн с весьма малым периодом и большой частотой колебаний. Они возникают при пере­ходе упругих волн из земли в атмосферу и гидросферу. В подавляющем большинстве случаев звук вызывают продольные волны (волны растяжения и сжатия); слы­шится он раньше, чем воспринимаются первые толчки. Установлено, что подземный гул бывает слышен уже при 8 колебаниях в секунду, а при 32 колебаниях в секунду возникают отчетливые низкие звуки. Верти­кальные удары сопровождаются треском, а волнообраз­ные колебательные движения дают звуки, похожие на раскаты грома.