5 лет назад
Нету коментариев

Выше мы определили современную физическую географию как учение о геосистемах. При этом встает вопрос о соотношении ее с другими географическими отраслями знаний, в первую очередь с теми, которые традиционно включались в состав физической географии в прежнем понимании как ее разделы. Большинство их обособилось как самостоятельные науки, входящие в цикл наук о Земле. В компетенции географии остаются дисциплины, касающиеся географических знаний о конкретных территориях, главным образом отдельных странах или крупных регионах, включающих ряд стран (например, физическая география СССР, физическая география Ближнего Востока и др.). Они являются продуктом самостоятельного географического синтеза и составляют особую ветвь географии — страноведение, в компетенцию которого входят и региональные социально-экономические вопросы.

Нам страноведение представляется единым комплексным направлением, в разработке которого должны принимать участие географы: природоведы, социологи и экономисты. Материалом для страноведения служат данные отраслевых географических дисциплин (природоведческого, социального и экономического циклов). Если учение о геосистемах заимствует у этих дисциплин только отдельные положения, необходимые для анализа взаимоотношений между компонентами ландшафта, то страноведение использует и многое, касающееся различных аспектов природы, географии населения и хозяйства, изучением которых занимаются соответствующие отраслевые дисциплины. В некоторых отношениях страноведение представляет суперсинтез дисциплин, изучающих регион в разных планах, в том числе и по программе региональной экономики. Связь страноведения с учением о геосистемах определяется тем, что в зависимости от подробности страноведческого описания в нем дается информация о главнейших геосистемах региона, а также о территориально-производственных системах. В статье «Системная парадигма в географии» мы даем схему взаимосвязи страноведения с учением о геосистемах и другими географическими дисциплинами [Сочава, 1973, с. 399], в том числе учением о территориально-производственных системах (экономической географии) и территориальных системах населения.

В системе географических наук страноведение занимает обособленное положение. Оно в принципе едино (природа, хозяйство, население), хотя, при нынешнем состоянии науки должно разрабатываться коллективом географов с различной дополнительной специализацией. В настоящее время это неизбежно и для других географических проблем, даже тех, которые по содержанию относятся только к физической или только к экономической географии. Все зависит от уровня страноведческого описания. На высоком уровне — это обязательно коллективный труд. Если работа имеет общепознавательное или справочное назначение, она может быть поручена одному географу. Во времена П. Видаль де ла Блаша (1845-1919) французские географы с успехом (для той эпохи) справлялись с этой задачей. В настоящее время назрела необходимость разработки принципов и методов страноведения с учетом требований преподавания в высших учебных заведениях, систематизации статистических данных и других культурных и экономических целей. Проблемные и методические вопросы страноведения должны найти место и в программе географических факультетов университетов.

Как мы упоминали, сведения о геосистемах и территориально-производственных системах должны заключаться в страноведческих описаниях. Вопрос может быть поставлен шире — системный принцип анализа и изложения должен быть доминирующим приемом страноведов. На этом принципе должен быть основан подбор информации, заимствованной из отраслевых географических и других дисциплин.

Концепция геосистем позволит в страноведческом труде дать лаконичное и вместе с тем точное определение взаимоотношения человека с природой, предупредить о возможных кризисах и наметить пути сотворчества. Двухрядная классификация подразделений природной среды — также действенное орудие их познания в страноведческом аспекте.

В учебных планах географических факультетов из числа основных специальных дисциплин прежде всего должно быть названо учение о геосистемах. Курс этот в настоящее время целесообразно называть «Общей физической географией». Прежнее содержание этого курса (общего землеведения) изжило себя. Большим шагом вперед являются курсы лекций СВ. Калесника [1970] и А.М. Рябчикова [1972]. Разумеется, они еще не отвечают требованиям, которые мы вправе предъявлять к учению о геосистемах. Программу этого курса надлежит разрабатывать специально; некоторую помощь при ее составлении может оказать настоящая публикация. Объем курса и его программа должны варьировать в зависимости от того, какие отраслевые географические дисциплины преподаются на факультетах. Не следует допускать вторжения в область частных дисциплин — океанологии, геоморфологии, климатологии и др. Материал должен подаваться так, чтобы студенту было ясно его самодовлеющее и конструктивное значение.

Учение о геосистемах практически можно разделить на два курса: 1) общие вопросы, планетарные и региональные закономерности; 2) геотопология, изучение внутриландшафтных структур. Со вторым курсом тесно связана постановка преподавания методики полевых географических исследований (лекции, зимние и летние практические занятия). Преподавания географии в высшей школе мы касаемся только в рамках этой публикации, посвященной учению о геосистемах. По существу, данный вопрос может быть поставлен шире, в первую очередь в отношении страноведческих курсов, специальных курсов, касающихся географических основ охраны среды обитания и других проблем. У нас нередко приходится сталкиваться с недостаточной озабоченностью о соответствии преподавания географии в высшей школе современным нуждам.