3 года назад
Нету коментариев

Значение ветра

Из всего, что до сих пор рассказывалось в нашей книжке, можно бы заключить, что ветер приносит людям больше вреда, чем пользы. На самом деле это далеко не так. Ветер просто необходим для нашей жизни.

Всем известно, что дождевые тучи — это сгустив­шиеся водяные пары, образовавшиеся под действием солнца из воды морей, рек и озер. Так вот, если бы от­сутствовал ветер, то тучи разражались бы дождем на том же самом месте, где и образовались, то-есть там, где и без того воды достаточно. Все материки земного шара представляли бы собой сухую, выжженную и без­жизненную пустыню. Все реки ушли бы в моря. Ведь именно ветры приносят нам от морей все те массы воды, которые питают водой реки и дают жизнь расте­ниям, а значит и животным. Без влаги на земле не мо­гут существовать ни животные, ни растения.

Ветер разносит влагу по всей земле. Одновременно он уравнивает и температуры воздуха различных мест на земле. От морей ветер приносит в жаркие места влажный, прохладный воздух, а из пустынь и жарких стран в холодные страны — наоборот, жару и сухость.

Влияние ветра на климат различных стран огромно. Сухость или влажность воздуха, его температура и чи­стота в какой-либо местности зависят в большой сте­пени от того, какие ветры дуют в этом районе. Так, например, мягкий и умеренный климат Западной Европы зависит не только от того, что к берегам Европы под­ходит теплое течение Гольфстрим, но и от того, что здесь часто дуют теплые влажные юго-западные ветры.

Особенно наглядный пример влияния ветра на кли­мат дает нам Бразилия. В этой стране Южной Америки круглый год дуют юго-восточные пассаты. Они прино­сят из Атлантического океана влагу на нагретую почву Бразилии, и там растет самая пышная раститель­ность мира. Непроходимые бразильские леса с цепкими лианами и великанами-деревьями поражают всех путе­шественников.

А вот вам другой пример. Во внутренние области Африки (а они находятся на том же расстоянии от эква­тора, что и Бразилия) ветры не приносят влаги. И здесь кругом голая пустыня. Солнце выжигает всё живое.

В нашей стране юго-западные ветры также приносят тепло и влагу от морей.

Ветер делает и еще одно великое дело — он очи­щает воздух, которым мы дышим. В самом деле. Воз­дух портится везде и всюду, каждый день и каждый час. Он портится от дыхания людей и животных (чело­век и животные выдыхают углекислоту, вредную для организма), от тления трупов, испарений болот, от дыма фабрик и заводов. Ветер уносит от жилых мест этот испорченный воздух, а взамен приносит чистый воздух полей и лесов. Даже в комнате вы открываете еже­дневно окно или дверь, чтобы «проветрить» комнату. Значит, и здесь вы не обходитесь без помощи ветра.

Важна и разнообразна деятельность ветра на земле. Каждодневно и каждочасно производит ветер огром­ную механическую работу. Мы уже сказали о том, что ветер приносит к нам влагу. Помимо этого, ветер про­изводит много другой механической работы в природе. Достаточно сказать хотя бы о том, что не кто иной, как ветер, приводит в движение огромные массы воды в морях и океанах, благодаря чему возникают различ­ные морские течения, которые опять-таки воздействуют на климат различных стран. Например, известно, что течение Гольфстрим согревает северо-западную часть европейского материка настолько, что на Кольском по­луострове климат значительно мягче и теплее, чем, скажем, в Якутской ССР, хотя эти районы расположены на одном расстоянии от Северного полюса. А ведь пер­вопричина Гольфстрима — северо-восточные пассаты близ экватора. Эти ветры вызывают так называемое экваториальное течение, которое нагоняет очень много воды в Мексиканский залив. Отсюда избыток воды идет сначала вдоль восточного берега Северной Аме­рики, а затем у берегов Флориды выходит в открытый океан и достигает европейского материка. Только за один час Гольфстрим проносит через Флоридский пролив около ста миллиардов тонн воды! Это превышает выход воды в Волге в 3 тысячи раз.

Из приведенных примеров видно, какую огромную работу производит ветер на земле.

Значит, ветер — это энергия, и притом энергия да­ровая. А ведь ветра в природе, особенно в некоторых областях, хоть отбавляй! Человек понял это давно и дал этой энергии красивое название — голубой уголь.

Какова же энергия голубого угля? Насколько она велика? И каковы особенности, отличающие ее от дру­гих видов энергии?

Энергия голубого угля огромна. Было подсчитано, что энергия ветра во всем мире превосходит энергию годового потребления каменного угля в пять тысяч раз!

Велика энергия ветра в нашей стране. В каждой области у нас дуют ветры со средней скоростью не менее трех, трех с половиной метров в секунду. Осо­бенно постоянны сильные ветры в районах Балтийского моря, на Камчатке, у Каспийского моря. Если бы уда­лось полностью использовать энергию ветров этих мест, например, превратить их в электричество, то на каждом квадратном километре там можно было бы по­лучить от шестидесяти тысяч до одного миллиона киловатт-часов электрической энергии в год!

По расчетам ученых, энергия ветра превышает энер­гию всех видов ископаемого топлива в два с половиной раза!

Таким образом, голубой уголь занимает первое место по мощности своих запасов. Более того. Энергия ветра просто неистощима. До тех пор, пока на земле будет светить солнце, будут существовать и ветру.

Голубой уголь находится всюду. Его не нужно до­ставать из шахты, он всегда под руками. Надо только научиться использовать его для своих нужд, заставить ветер служить человеку. Для передачи такой энергии не нужно дорогостоящих линий передач, ее можно «улавливать» прямо на месте — в любом районе земли.

Ветер служит человеку

Попытки использования ветра человеком известны очень давно.

С незапамятных времен люди пользовались ветром для передвижения по воде. На судах закреплялись большие полосы прочной материи, так называемые па­руса. Ветер надувал паруса и гнал судно вперед. Чтобы можно было управлять ходом такого корабля, на нем устанавливали много парусов самых различных форм и размеров. Управление парусными судами требовало от моряков большого умения.

С изобретением пароходов большие парусные ко­рабли стали не нужны, но и сейчас на воде часто можно видеть небольшие парусные суда — яхты и большие парусные лодки.

Зимой физкультурники используют ветер для быст­рой езды под парусами на коньках и лыжах.

Происхождение ветряных мельниц также теряется в глубокой древности. Трудно сказать, кто и когда по­строил первую ветряную мельницу. В истории народов об этом нет каких-либо точных записей. Однако из­вестно, например, что китайцы уже не одну тысячу лет пользуются ветряками самого простого устройства. А в Египте, около города Александрии, ветряные мель­ницы очень давней постройки сохранились до настоя­щего времени. Ученые считают, что каменные башни этих мельниц были построены около трех тысяч лет назад. Эти древние ветряки строились таким образом, что могли работать только при каком-нибудь одном направлении ветра. Ими пользуются и сейчас.

Когда точно появились первые ветряки в Европе, неизвестно. Но уже в 1105 году один французский монастырь получил от короля разрешение на устрой­ство ветряной мельницы.

Старейшая ветряная мельница в Европе

Старейшая ветряная мельница в Европе

С тех пор ветряки широко распространились по всем европейским странам. Много было ветряков и в древней Руси.

Главное применение ветряных мельниц — перемалы­вание зерна в муку.

Основная часть такой мельницы — ветровое колесо, состоящее из четырех или шести крыльев, закреплен­ных на горизонтальном валу.

При ветре в четыре-пять метров в секунду ветровое колесо мельницы вместе с валом начинает вращаться. От вала вращение через пару конических шестерен пе­редается жернову, перемалывающему зерно. С измене­нием направления ветра крылья мельницы (вместе с ее крышей или вся мельница) с помощью не­сложного приспособления поворачиваются в наветренную сторону.

Первое значительное усовершенствование ветряных мельниц было сделано во второй половине прошлого века. Крылья ветряков стали делать из металла, более узкие и меньших размеров (три — шесть метров длины). Некоторые типы ветродвигателей стали иметь значи­тельно большее число (до шестидесяти четырех) этих узких металлических крыльев (или лопастей), так что они образовали сплошной круг (рис. 15). Благодаря этому ветряки стали работать при слабых ветрах (два с половиной — три метра в секунду).

Многолопастный ветродвигатель конца прошлого века системы инж. Давыдова

Многолопастный ветродвигатель конца прошлого века системы инж. Давыдова

Был предложен целый ряд различных типов ветро­двигателей. По конструкции ветрового колеса и по тому, как расположено оно в потоке ветра, их можно разбить на четыре группы: карусельные, барабанные, роторные и крыльчатые.

Устройство двигателей карусельного и барабанного типов ясно видно на рисунке 16. Часть лопастей (вра­щающихся против ветра) ветровых колес этих двигате­лей постоянно закрыта щитом. Из рисунка видно, что ветровое колесо барабанного типа работает, как колесо водяной мельницы, а ветродвигатель карусельного типа, действительно, напоминает ярмарочную карусель.

Ветродвигатель карусельного и барабанного типов

Ветродвигатель карусельного и барабанного типов

Колесо роторного ветродвигателя состоит из двух пустотелых полуцилиндров (рис. 17); они закрепляются на вертикальной оси так, что сдвинуты друг относи­тельно друга. Это — металлический цилиндр, разрезан­ный на две половинки, но так, что одна половинка сдвинута немного вправо, а другая — влево. Благодаря такому расположению полуцилиндров ветер всегда да­вит на внутреннюю поверхность одного из них, именно того, который находится в данный момент своей внут­ренней стороной к ветру. В результате возникает по­стоянное вращение ротора.

Роторный ветряк

Роторный ветряк

Все эти три типа ветродвигателей тихоходны; они ломаются при сильных ветрах, так как имеют большую поверхность вращающихся частей. Коэфициент использования энергии ветра у них очень мал — от десяти до восемнадцати процентов.

Наилучшим типом ветродвигателя является четвер­тый — крыльчатый, самым древним образцом которого и является обыкновенная вет­ряная мельница. Усовершен­ствованием таких ветряков и занимаются сейчас инженеры-конструкторы ветродвигателей.

Крыльчатые ветродвигатели бывают быстроходные — с ма­лым числом лопастей ветро­вого колеса, и тихоходные — многолопастные.

Лучшие образцы современ­ных крыльчатых ветродвигате­лей используют до сорока двух процентов голубого угля.

А вот очень интересное ис­пользование энергии ветра для движения на воде.

Взгляните на рисунок 18. Вы видите корабль с двумя высокими трубами. Но это не дымовые трубы, а… двигатели судна!

Цилиндрическая труба этого судна с помощью неболь­шого моторчика — в пятнадцать лошадиных сил — приводится во вращательное движение. Чтобы лучше понять, что при этом происходит, посмотрите на схему внизу рисунка 18. Когда труба начинает вращаться, она увлекает за собой прилегающий к ней тонкий слой воздуха. Если теперь на вращающуюся трубу подует ветер, то направление движения этого ветра с одной стороны трубы совпадет с движением самой трубы (а значит, и с направлением вызванного вращением трубы ветра), а с другой, наоборот, будет противодей­ствовать движению трубы и вызванному ее движением ветру. Благодаря такому столкновению двух потоков воздуха с одной стороны трубы будет происходить на­копление частиц воз­духа, и его давление на трубу здесь увели­чится.

Судно с вращающимися трубами

Судно с вращающимися трубами

Судно начинает двигаться! Скорость та­кого судна может до­стигать пятнадцати — двадцати километров в час.

Итак, мы видим, что энергия голубого угля может быть ис­пользована в самых различных двигателях. Но вот тут-то и прихо­дится вспомнить об ос­новном недостатке энергии ветра — о его непостоянстве.

Ветер — это самая непостоянная стихия. То его нет, а то задует очень сильно. Никогда также нельзя быть уверенным, будет ли дуть ветер еще час, пять часов или несколько дней. Человек не может быть уверен в том, что он сможет использовать ветер в нужное ему время, а не только тогда, когда ветер дует.

Каким же образом решается задача использования ветра в настоящее время?

Долгое время — до начала двадцатого века — стро­ительство новых ветряков было чисто практическим делом. Теории ветряного двигателя не существовало. Конструкторы «ветряных машин» работали вслепую. Каждый из них полагался только на собственный опыт. Но вот этим делом занялся великий русский ученый Николай Егорович Жуковский. И вскоре в сте­нах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в Москве, им впервые в мире была разрабо­тана теория совершенного ветродвигателя.

Искусство строения ветряных двигателей стало нау­кой! В ЦАГИ, по указанию В. И. Ленина, начались ши­рокие научно-исследовательские работы по освоению дешевой и богатой энергии голубого угля.

Работы ЦАГИ продолжили Центральный ветроэнер­гетический институт (ЦВЭИ), Всесоюзный научно-иссле­довательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ВИМЭ), Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ) и другие научные учреждения нашей страны.

За годы сталинских пятилеток ученики и последова­тели Жуковского — Сабинин, Ветчинкин, Красовский и другие — создали десятки самых различных типов ветряков, простых, дешевых и удобных в работе.

 

Советские ветродвигатели

В течение последних десятилетий немало советских изобретателей потрудилось над тем, чтобы построить такой тип ветряного двигателя, который работал бы при любой скорости и при любом направлении ветра. Старались создать такие образцы, которые можно легко делать кустарными средствами или серийным порядком на заводах. Были сконструированы ветродвигатели для самых различных нужд народного хозяйства. Резко увеличилась и мощность ветряков.

Уменьшение веса и увеличение числа лопастей вет­рового колеса улучшили работу ветряков. Они стали бо­лее легкими на ходу. Благодаря этому современные ветродвигатели приходят в движение уже при ветрах силой в два — два с половиной метра в секунду.

Если ветер опасно усиливается, лопасти колеса ветродвигателя автоматически изменяют свое положе­ние, и тем самым уменьшается число оборотов ветро-колеса. Таким путем добиваются довольно постоянного числа оборотов ветровых колес при любых изменениях силы ветра. С помощью ряда других приспособлений, описания которых мы здесь не приводим, в современных ветродвигателях осуществляется полное превращение изменчивой энергии голубого угля, например, в электри­ческий ток постоянного напряжения.

Так, один из последних советских образцов — быстро­ходный ветродвигатель «ВИМЭ-Д-12», мощностью в десять киловатт, при любой нагрузке и скорости ветра (от трех метров в секунду и выше — до штормовых вет­ров) дает строго постоянное число оборотов рабочего вала, а значит, и вырабатывает во всё время работы электрический ток одного напряжения.

Установка ветрового колеса на ветер стала осуще­ствляться без помощи человека. Посредством различных приспособлений ветряки всегда держатся строго против ветра.

Мощность современных ветроустановок может быть очень велика. От ветрячков в сто и менее ватт, способ­ных дать электрическую энергию двум небольшим лам­почкам, конструкторы ветродвигателей дошли до таких мощных установок, как двигатель в тысячу киловатт. В 1935 году у нас был сконструирован ветряк такой мощности (марка «ЦВЭИ-Д-50», рис. 19).

ЦВЭИ-Д-50

ЦВЭИ-Д-50

В 1945 году все проекты последних моделей совет­ских ветряков были рассмотрены и проверены специаль­ной комиссией под председательством академика Вин­тера. Она одобрила к массовому производству несколько лучших марок ветряных двигателей из тех, которые хорошо показали себя в работе. Среди этих ветродвигателей — самые различные образцы ветряков, от ста ватт до тысячи киловатт мощности.

Один из лучших советских быстроходных ветряков средней мощности имеет марку «Д-12». Его мощность — двенадцать — пятнадцать киловатт. Этот двигатель можно применять для самых различных работ: для осве­щения, молотьбы, орошения полей, очистки и помола зерна, для лесопилок и других машин. Ветродвигатель «Д-12» хорошо работает в Арктике (на островах Ледо­витого океана) с 1935 года (рис. 20).

Д-12

Д-12

Там же с 1939 года работают маломощные ветро­двигатели марок «ВИМЭ-Д-5» и «ВИСХОМ-Д-1,5», также одобренные комиссией. «ВИСХОМ-Д-1,5» — это очень маленький, простой и безотказный в работе ветрячок. Диаметр его ветрового колеса всего полтора метра. Он способен работать при ураганных ветрах и морозах в сорок — сорок пять градусов. Вырабатывая сто — сто двадцать ватт электрической энергии, «ВИСХОМ-Д-1,5» освещает две точки.

Лучший советский тихоходный ветряк имеет марку «ТВ-8». Его мощность доходит до 6 лошадиных сил. Этот ветродвигатель изготовляется на наших заводах по плану послевоенной пятилетки.

Очень много работают советские конструкторы ветро­двигателей над упрощением конструкции и изготовления ветряков, которые можно было бы делать в небольших слесарных мастерских. Основные материалы для изгото­вления таких ветродвигателей — дерево и черное железо, а подчас и просто отработанные части различных сель­скохозяйственных машин.

Таковы, например, простейшие ветродвигатели сис­темы инженера Фатеева, предложенные им в годы Оте­чественной войны. Они строятся в настоящее время силами колхозов во многих областях Советского Союза. Это — деревянные ветряки, похожие по своему устрой­ству на ветряную мельницу. Мощность их — от шести до двенадцати лошадиных сил.

В поисках кладовой для ветра

Итак, в настоящее время у нас строятся как очень простые по конструкции ветродвигатели, так и весьма сложные, очень мощные установки по использованию самой дешевой энергии — энергии голубого угля. Устройство всех этих ветряков позволяет использовать ветер с самыми различными скоростями и добиваться в то же время равномерного получения механической или электрической энергии.

Однако до сих пор еще не разрешен до конца вопрос о запасании энергии ветра впрок, так, чтобы и в без­ветренный день ветроэлектрическая станция беспере­бойно снабжала нас электрическим током.

Как можно заставить работать ветер, когда его нет? Решением такой, на первый взгляд невыполнимой, задачи заняты сейчас конструкторы ветродвигателей.

Решить эту задачу можно только одним способом — это научиться «откладывать» часть голубого угля при работе ветряка в запас и затем, во время безветрия, использовать этот запас до тех пор, пока не подует снова ветер.

Но куда же, в какую кладовую лучше всего откла­дывать этот запас?

Было предложено много проектов аккумулирования (запасания) энергии голубого угля. Вот главные из них:

Запасать часть вырабатываемого ветроэлектростанциями электричества в особых хранилищах — аккумуля­торах. По этому предложению построены и работают много типов ветродвигателей. Но аккумуляторы стоят дорого, и запасти в них много электрической энергии невозможно.

Было предложено расходовать часть ветровой энер­гии на нагревание воды с тем, чтобы при безветрии использовать энергию нагретой воды. Этот способ плох тем, что мы умеем использовать только энергию кипя­щей воды — в паровых котлах. Значит, в течение двух-трех безветренных дней нам нужно сохранять не просто горячую, а кипящую воду, или непрерывно подогревать ее, тратя топливо.

Часть энергии ветра можно использовать на разло­жение воды. Известно, что вода состоит из водорода и кислорода, а водород можно использовать как горючее в особых газовых (взрывоводородных) двигателях. Значит, если при работе ветряка получать из воды водород, то при безветрии этот водород можно использовать как горючее и тем самым не прекращать подачи энергии.

Можно, наконец, запасать энергию ветра в виде энер­гии воды, то-есть строить спаренные установки ветря­ного двигателя и водяной турбины (водяного колеса типа колеса водяной мельницы). Построенные по этому принципу до настоящего времени установки не смогли, однако, обеспечить бесперебойную работу электростан­ции. Часто запасов воды нехватало на весь период без­ветрия. Но вот в 1923 году проф. Погоржельский и позднее другие предложили новое остроумное сочетание ветряка с водяной турбиной (иначе говоря, ветро-гидродвигатель), которое, по расчетам, заставит ветер рабо­тать все дни года! В этом двигателе обе его основные части — ветродвигатель и водяная турбина — работают по очереди. В ветреную погоду трудится ветряк, отды­хает турбина. Прекращается ветер — начинает работать водяная турбина, бездействует ветродвигатель. Устроен ветро-гидродвигатель так. Рядом с глубокой шахтой установлен обыкновенный современный ветродвигатель с генератором (то-есть с динамомашиной для получения электрической энергии). В шахте, на глубине двух — двух с половиной километ­ров (такие шахты мы уже умеем делать), помещается водяная турбина также с генератором. Ниже ее устроен резервуар для воды, объемом в несколько десятков кубических метров. Вода в турбину может подаваться по особому каналу из ближайшей речки с поверхности земли.

Чтобы лучше понять, как ветряк и водяная турбина помогают друг другу в работе, представим себе ветро-гидродвигатель в действии.

Дует ветер. Работает ветряк на поверхности земли. Водяная турбина в это время выключена, вода в нее не поступает (канал закрыт). Но вот ветер прекращается, с ним прекращает свою работу и ветродвигатель. Но тут же его сменяет турбина. Смотритель ветро-гндродвигателя пускает воду по каналу в шахту. Падая с высоты в два километра, вода приобретает огромную силу и легко приводит в движение лопасти водяной турбины. Генератор турбины начинает вырабатывать электриче­скую энергию, а отработанная вода стекает в подземный резервуар. Расчеты показали, что в генераторе турбины, если через нее в одну секунду проходит всего один ста­кан воды, будет вырабатываться более двух киловатт мощности. Так турбина работает до нового ветра. И как только вверху вновь заработает ветряк, подача воды в турбину прекращается.

Но как же быть с водой, заполнившей подземный резервуар?

Воду можно выкачать наверх с помощью насоса, работающего от ветряка во время ветра. На эту работу затрачивается лишь часть вырабатываемой ветродвига­телем электроэнергии, так что остальная энергия может использоваться потребителями.

Когда вся вода из резервуара шахты будет поднята наверх, турбина снова готова к работе.

Так предполагается заставить работать ветер даже тогда, когда он прекращается.

В самом деле, выкачивая воду из шахты, ветер тем самым подготовляет работу водяной турбины; он как бы передает ей часть своих сил на случай безветрия.

Конечно, установка таких гидро-ветродвигателей практически выгодна только в том случае, если имеется готовая шахта. Рыть шахту глубиной в два—два с поло­виной километра специально для установки гидро-ветродвигателя — дело очень дорогое. Но это и не нужно. Для этого можно использовать готовые шахты, в кото­рых уже прекращены работы в связи с полной выработ­кой полезного ископаемого. Такие заброшенные шахты имеются во многих местах.

Итак, вы видите, что современные ветродвигатели способны более или менее успешно накапливать (акку­мулировать) в себе на случай прекращения ветра коли­чества энергии, достаточные для расходования ее на всё время безветрия.

Однако запасать голубой уголь в кладовке можно и еще проще. Как указывает в своих работах инженер Фатеев, аккумулирование энергии ветра может осуще­ствляться не только путем запасания самой энергии в том или ином виде. Можно запасать на случай без­ветрия и самый продукт! Пусть, скажем, у вас рабо­тают от ветросиловой установки лесопилка, камнедро­билка и водяной насос. Чтобы обеспечить производ­ство бесперебойным снабжением пиломатериалами, щебнем и водой, необходимо добиться лишь одного — организовать работу этих установок таким образом, чтобы в ветреные дни они полностью использовали всю энергию ветродвигателя. Тогда энергия ветра будет поступать в запас — на склад — не в виде какой-либо другой энергии (электрической, тепловой и т. д.), а в виде продуктов производства. Такой путь аккумулирования ветроэнергии — самый простой и дешевый. Для его осуществления не нужно никаких дополнительных затрат на переоборудование ветроуетановок.

Запасать таким образом энергию голубого угля можно при самых различных хозяйственных работах: при помоле зерна, обеспечении водой, заготовке пило­материалов, приготовлении корма для скота, заготовке брикетов и чурок для газогенераторных машин и т. д.

Но, конечно, любые ветродвигатели пригодны лишь в тех местностях, где по крайней мере 150—180 дней в году дует ветер.

Последнее обстоятельство, однако, не вызывает те­перь у инженеров тревоги. Дело в том, что, когда ученые стали более внимательно изучать ветры в раз­личных местах, выяснилось, что ветер дует не так-то уж случайно. В очень многих областях каждый год в одно и то же время дуют постоянные, изученные ветры. И если два-три дня безветрия — обычное дело, то безветренная неделя в большинстве мест почти не встречается.

Ветряки работают

В новом послевоенном пятилетнем плане восстановле­ния и развития народного хозяйства нашей родины за­писано:

«…Обеспечить массовое строительство в сельских местностях небольших гидроэлектростанций, ветростан­ций и тепловых электростанций…».

В осуществление этого раздела пятилетнего плана наши заводы выпускают ветродвигатели «Д-12» и «ТВ-8». В 1946 году Киевский завод имени Артема освоил производство ветроэлектрического двигателя марки «ВД-3,5». Устройство этого ветряка несложно. Основные части его: ветровое колесо, распределительный щит, электромотор и два аккумулятора — для запаса энергии на безветренное время. Ветряк устанавливается на деревянном столбе высотой в двенадцать мет­ров,

К 1950 году у нас будут восстановлены все ветро­силовые установки, разрушенные во время войны; кроме того, в колхозах будет работать около 50 тысяч новых машин голубого угля.

Но что же могут сделать ветродвигатели? На что они способны?

Самые различные работы могут выполнять ветряки. Особенно ценны они в колхозах и совхозах.

Размол зерна, измельчение кормов, освещение поле­вых станов и токов, освещение домов колхозников, оро­шение полей и огородов, снабжение водой скотных дво­ров, небольших поселков, железнодорожных полустан­ков, распиловка дров, обеспечение очень дешевой движущей силой различных сельскохозяйственных машин и предприятий местной промышленности — крупорушек, льнотеребилок, маслобоек, бань, прачечных и мастер­ских, вентиляция, — все эти и многие, многие другие работы может с успехом выполнять могучий помощник человека — ветер.

А во многих отдаленных районах нашей обширной родины энергия голубого угля просто незаменима.

Так, в степных, засушливых областях, где трудно доставать воду, ветряки могут поднимать ее с больших глубин и орошать поля.

При ветре в четыре-пять метров в секунду неболь­шой ветряк за час работы может поднять на поверх­ность из колодца десятиметровой глубины несколько тонн воды. А за весну и лето один ветродвигатель оро­шает семь — десять гектаров. Установленные в доста­точном количестве ветродвигатели могут не только обеспечить полное орошение засушливых земель, но и создать возможность богатых урожаев на пустынных, безжизненных сейчас пространствах. Поливка полей и огородов с помощью ветра применяется во многих на­ших колхозах и пригородных хозяйствах.

В колхозах Киевской, Сталинградской, Челябин­ской, Курганской и других областей успешно исполь­зуются ветроустановки для различных хозяйственных работ. Так, в колхозе «Новая жизнь» (Макаровский район Киевской области) ветроэлектроустановка «ВИМЭ-Д-12» работает на генератор постоянного тока мощностью четыре с половиной киловатт и на трансмис­сию, от которой приводятся в движение колхозная мельница, поршневой насос, просорушка, зерноплю­щилка и жмыходробилка.

Прекрасным помощником является ветер и в других случаях — при осушении заболоченных земель.

Известно, что еще в древнем Вавилоне, несколько тысяч лет назад, ветряные машины использовались для осушения болот. Огромную услугу оказал ветер и гол­ландцам в их борьбе с наступающим морем.

Другой яркий пример использования ветряков — наша Советская Арктика. С 1933 года советские полярники, зимующие на островах Северного Ледовитого океана, привлекают к себе на помощь ветродвигатели. Большую, неоценимую услугу оказывают им ветряки в долгую полярную ночь. Ветродвигатели дают науч­ным работникам полярных станций свет и тепло, эко­номят остродефицитное в тех местах топливо. На одной только полярной станции острова Белый за время Великой Отечественной войны было сэкономлено на топливе с помощью ветряков около миллиона рублей. Полярники заставляют ве­тер производить все, даже самые мелкие ра­боты, такие, как пилка дров, точка ножей, нагре­вание электрических чай­ников. Ветряки помогают поддерживать связь с Большой Землей—они пи­тают током радиоприем­ники и радиопередатчики. И в суровых условиях Арктики, при морозах в сорок — пятьдесят граду­сов, ветродвигатели рабо­тают безотказно!

ЦВЭИ-Д-50

ЦВЭИ-Д-50

За годы своей работы ветродвигатели многих марок показали, что они могут работать в течение многих месяцев, не тре­буя ремонта.

Еще в конце прошлого века на судне «Фрам», на котором полярный путешественник Нансен совершил свое путешествие по Ледовитому океану, был установ­лен ветряк, который приводил в действие динамомашину. На случай безветрия электроэнергия запасалась в аккумуляторах. Этот ветряк около двух лет исправно снабжал электричеством весь корабль!

Это было пятьдесят лет назад. Современные же ветродвигатели, безусловно, могут работать не только с механическим приводом, но и давать электрическую энергию колхозам для полного обеспечения их хозяй­ственных нужд.

Ветрооросительная установка с искусственным водохранилищем

Ветрооросительная установка с искусственным водохранилищем

Так, в Бронницком районе Московской области инженерами ВИМЭ электрифицирован колхоз им. 8 марта; там работают три ветроэлектроустановки. Такие же установки для освещения скотных дворов и служебных помещений имеются и в других колхозах этого района.

Осушение болота с помощью ветряка

Осушение болота с помощью ветряка

Ученые подсчитали, что если ветряные двигатели установить в каждом колхозе, в каждом маленьком го­родке, на каждой железнодорожной станции, то они могут дать около полутора лошадиных сил мощности на каждого человека!

Это — огромное дело. Осуществление его поможет электрифицировать все, даже самые глухие уголки Советского Союза, освободит большое количество ра­бочей силы при различных сельскохозяйственных рабо­тах, сэкономит много каменного угля и другого топлива.