3 года назад
Нету коментариев

Торговый ветер

Непостоянны ветры в природе. Недаром про людей с шаткими и непостоянными взглядами говорят: «куда ветер дует».

Наблюдая за погодой, можно видеть, что ветер очень часто меняет и свою силу, и направление. Бывает, что даже в течение трех-четырех часов он то стихнет совсем, то усилится до свежего ветра. Чаще это происходит весной. Особенно капризны и изменчивы ветры мая: в течение месяца ветер приходит со всея сторон гори­зонта: с севера и юга, с запада и востока.

Так бывает в большинстве областей нашей родины, а также почти во всех странах Западной Европы. Только при внимательном, изучении воздушных течений можно определить, какой ветер в том или ином районе является господствующим, то-есть дует здесь чаще всего.

Но есть и такие места на земном шаре, где месяцами дует постоянный ветер в одном направлении, с одинако­вой силой. Это бывает, например, там, где долго держится постоянное низкое давление воздуха. С таких ветров мы и начнем наш рассказ о том, какие бывают на земле ветры.

3 августа 1492 года от берегов Испании отправились в далекое и опасное путешествие — на поиски удобного пути в сказочную Индию — три парусных корабля. Вел корабли путешественник Христофор Колумб. Он был уверен в своих силах и верил в успешное окончание путешествия. Однако далеко не все матросы его кораб­лей разделяли бодрость и уверенность своего командира. Многие с тяжелым сердцем покинули берега своей родины. Вернутся ли они обратно?

Вот уже около двух месяцев корабли плыли на юго-запад среди незнакомых вод Атлантического океана. Кругом была одна вода. Среди матросов поднималось недовольство. Куда они плывут?

И тут появилась новая беда: уже вторую неделю дул свежий попутный ветер!

Парусные корабли быстро продвигались вперед и вперед, все дальше от родных берегов. Суеверные мо­ряки со страхом ждали, когда окончится этот ветер. На родине они привыкли, что ветер меняет свое направление очень часто.

Прошла еще неделя. Ветер все так же дул в спину с северо-востока с одинаковой силой, не переставая ни на час. Ему уже давно никто не радовался. Напуганные моряки думали сейчас только об одном: как они по­плывут обратно? Ведь плыли они на парусных кораблях, и, чтобы вернуться на родину, нужен был ветер, дующий в обратную сторону.

Так впервые люди познакомились с постоянными ветрами, дующими близ экватора. Эти ветры называ­ются пассатами.

Когда первые путешественники изучили пассаты Северного и Южного полушарий, купеческие парусные корабли стали с успехом пользоваться этими постоян­ными ветрами, так что пассату стали называть торговым ветром.

По берегам Индийского и Тихого океанов, а также у берегов Восточной Азии дуют другие постоянные ветры — муссоны. Это — сезонные ветры. Полгода они дуют в одном направлении, а полгода — в другом.

Возникают муссоны благодаря различному прогрева­нию и охлаждению воды и суши в разные времена года. Зимой над сушей господствует высокое давление, а давление над океаном падает, и сюда с материка дует всю зиму постоянный ветер — муссон. Летом, на­оборот, давление над сушей более низкое, и к ней с моря дует летний муссон.

Летние муссоны приносят с океана сильно влажный воздух, а с ним постоянные дожди. Зимой, наоборот, стоит сухая погода, так как ветер постоянно дует с ма­терика в море. Благодаря этому муссоны играют боль­шую роль в жизни индусов — жителей Индии. Все свои сельскохозяйственные работы индусы производят, при­норавливаясь к этим ветрам.

Наблюдают люди и такие ветры, которые дуют только в определенные, например дневные или ночные, часы так же с одной силой и в одном направлении. Это бывает по берегам больших озер и морей. Кому при­ходилось бывать летом в таких местах, тот помнит лег­кий прохладный ветерок, дующий днем с моря на берег. Его называют бриз («бриз» — английское слово, значит — «легкий ветерок»).

В чем причина возникновения бриза?

Все в том же: днем поверхность земли нагревается солнцем почти всегда сильнее, чем поверхность воды. От этого давление воздуха у земли падает, и сюда от воды притекают массы более плотного воздуха.

К вечеру бриз уменьшается и, наконец, совсем сти­хает. Это и понятно. Ведь земля вечером быстро охла­ждается. Вода же значительно дольше сохраняет днев­ное тепло. В результате ночью воздух над водой становится теплее, чем над сушей, его давление здесь понижается. Появляется ночной бриз — с берега к воде.

В гористых местностях наблюдаются так называемые горные и долинные ветры. Склоны и вершины гор ночью охлаждаются сильнее долин, и холодный горный воздух скатывается в это время в долины. Возникает горный ветер. Напротив, днем воздух долин нагревается сильнее и, вытесняемый притекающими более холодными воз­душными потоками со стороны, он поднимается по скло­нам гор кверху — дует долинный ветер. В долинах высоких гор такие ветры наблюдаются почти всё время года.

Пассаты и муссоны — это ветры, которые образуются в результате больших перемещений воздушных масс над Землей — вследствие обмена воздуха между экватором и странами умеренного и холодного климатов. Этим они отличаются от всех других, присущих лишь отдель­ным небольшим районам ветров. К последним относятся уже описанные бризы, горные и долинные ветры, а также и такие ветры, как фён, бора, смерч и другие, о кото­рых рассказывается в нашей книжке дальше.

Жаркий ветер со снежных гор

В центре Европы находится маленькая горная страна Швейцария. Здесь часты удивительные знойные ветры — фены, дующие со снежных гор.

С феном приходит в страну весна.

Горячими сухими потоками он низвергается с альпий­ских вершин в долины и в течение нескольких часов «съедает» весь снег. В Альпах этот ветер так и на­зывают «пожиратель снега». Резко повышается темпера­тура воздуха, появляются первые весенние травы, на­бухают почки деревьев. Нередко зимние фены повышают температуру в Альпах на пятнадцать — двадцать граду­сов в течение дня!

Фены осенних месяцев приносят с собой зной и су­хость. Они скверно действуют на растения и животных. Люди чувствуют изнеможение и слабость.

Долгое время ученые-метеорологи думали, что фён — это жаркий южный ветер, дующий из Африки. Это неверно. Известно, что в Альпах дуют фены и с севера и с северо-востока. На самом деле причина швейцарского фена другая. Для образования фена дол­жно быть различное давление воздуха на разных склонах гор.

Вот как, например, возникает альпийский фён на северных склонах этих гор. Когда к западу или северо-западу от Альпийских гор образуются области с давле­нием воздуха более низким, чем на южных склонах гор (мы уже знаем, что давление воздуха часто бывает не­постоянным), с южной стороны начинают дуть ветры. Но свободный приток воздуха сюда с юга закрыт го­рами. Поэтому быстрые потоки воздуха начинают падать в долины с горных вершин.

Так рождается ветер с гор. Но почему же он при­носит тепло, а не холод? А вот почему.

Опускающиеся массы горного разреженного воздуха по, мере падения в долины уплотняются все больше и больше. А уплотняющийся воздух нагревается при паде­нии на каждые сто метров на 0,5—1,0 градус. Воздух всегда нагревается при сжатии. Вы можете убедиться в этом, прикоснувшись к велосипедной шине, когда ее накачивают воздушным насосом: шина сильно разогре­вается. Если вспомнить, что высота Альпийских гор до­стигает многих сотен метров, то станет понятно, почему подчас с их вершин низвергается знойный ветер.

К этому нужно добавить также, что зимой в горах часто верхние слои воздуха нагреты значительно силь­нее, чем воздух, лежащий у самой земли (это явление носит название инверсии; оно возникает в горах благо­даря тому, что в ночное время более тяжелый холодный воздух скатывается вниз и вытесняет из долин вверх нагревшийся у земли воздух). В результате при возник­новении фена в долины начинает падать уже сам по себе теплый воздух, да к тому же он еще согревается по дороге от уплотнения.

Швейцарский фён дует много часов подряд. На место опускающегося в долины воздуха приходят воз­душные массы с юга; в движение втягиваются воздуш­ные потоки на больших пространствах. Нередко к Аль­пам устремляются потоки влажного морского воздуха с широких просторов Средиземного моря и Атлантиче­ского океана. При перевале через горные хребты — Пиренеи и Альпы — этот воздух охлаждается (благо­даря расширению) и при этом отдает здесь в виде ту­мана и дождей почти всю свою влагу. Поэтому-то, когда на северных склонах Альп дует сухой фён, на южных их склонах часто идут дожди.

Фены бывают во всех горных странах. У нас они часты на Кавказе — в районах Сочи, Кутаиси и в Рионской долине. В Кутаиси ежегодно бывает свыше ста дней с феном.

Знают фены также в Крыму, на Алтае, в Средней Азии. Близ Ташкента они дуют с гор с северо-востока. Среднеазиатские зимние фены повышают температуру до 22 градусов тепла. Бывают годы, когда в декабре — январе здесь при фене всходит озимая пшеница!

Многие ветры мира, имеющие самые различные на­звания, по своей природе являются настоящими фенами. Таковы, например, гармсиль — знойный южный или во­сточный ветер, дующий в предгорьях Копет-Дага и западного Тянь-Шаня (в Средней Азии); урсатьевский восточный ветер — в Ферганской долине; чинук — сухой и жаркий ветер восточного склона Скалистых гор (в Америке); в зимнее время этот ветер настолько сух, что снег испаряется, не превращаясь в воду!

Полюс ветров

В Антарктике, около Южного полюса Земли, на так называемой Земле Адели, находится самое бурное место нашей планеты. Это — полюс ветров.

Круглый год здесь не прекращается ветер. За долгие дни он лишь «делает передышку» на час-два и затем принимается дуть с новой силой.

Двадцать метров в секунду — такова среднегодовая скорость ветра на полюсе ветров!

Так же называют иногда и одно из горных ущелий вблизи г. Новороссийска (черноморское побережье Кав­каза). Здесь также круглый год свирепствуют жестокие ветры. Метеорологи подсчитали, что среднегодовая ско­рость ветра в этом месте значительно превышает десять метров в секунду.

Новороссийский ветер называется бора. Он приходит с северо-востока. Когда-то древние греки, жившие на побережьях Адриатического и Черного морей, называли холодный ветер с северо-востока бореем. Отсюда, вероятно, и произошло слово «бора».

Новороссийская бора по своему происхождению сродни фену. Так же, как и фён, бора образуется при резкой разности атмосферных давлений над сушей и морем. Время от времени в холодные месяцы в север­ных областях Советского Союза, а также в скандинав­ских странах (Швеции, Норвегии, Финляндии) давление воздушных масс над землей резко повышается — обра­зуются антициклоны. В то же самое время воздушное давление над теплым Черным морем остается низким. Вот тогда и устремляются сюда потоки северного хо­лодного воздуха.

Новороссийск отгорожен с севера горным хребтом. Подходя к городу, потоки холодного воздуха с огром­ной силой скатываются с горного перевала вниз к морю. Скорость ветра нередко превышает здесь двадцать метров в секунду. Такой ветер может вывернуть с кор­нем дерево. Высота горного хребта здесь невелика. При­текающий с севера холодный ветер при падении к морю не успевает нагреться больше, чем на три-четыре градуса. В результате в бухте резко падает температура воздуха (до пятнадцати-двадцати градусов мороза).

Наступлению боры всегда предшествует сильный северо-восточный ветер. На вершинах гор, окружающих Новороссийск, появляется легкий туман или небольшие облачка. Постепенно опускаясь, они окутывают скалы вершин. Усиливается ветер. Вскипает вода в бухте. И тут облачканачинают как бы падать вниз, скатываясь с вершин. Это пришла бора. Жестокий ветер превра­щает воды бухты в кипящий котел. Брызги воды летят на набережную, тут же застывая. Ветер валит телеграф­ные столбы, рвет провода, сносит крыши.

Суда, находящиеся в порту, торопятся уйти в море. У берега им будет плохо. Брызги ледяной воды зальют корабль, и, если не обрубать быстро намерзающий лед, судно может перевернуться и затонуть. Именно так во время боры 1848 года затонул вместе со своим экипа­жем тендер «Струя».

Запомнили новороссийцы также декабрьскую бору 1899 года. Она буйствовала целых восемь дней. Все зда­ния на набережной были покрыты двухметровым льдом. Ветер опрокидывал товарные вагоны с грузом и сносил крыши.

Январская бора 1935 года выбросила на западный берег Новороссийской бухты большой датский корабль «Борнхолм». Одно парусно-моторное судно ветер угнал к берегам Турции!

Бора — один из самых сильных ветров в нашей стране. Средняя продолжительность ее — два дня. Дует она чаще всего в осенние и зимние месяцы.

В Сибири, в предгорьях Байкала, временами свиреп­ствует местный ветер — сарма (это название идет от реки Сарма, впадающей в Байкал с северо-запада). Он налетает всегда внезапно и с такой силой, что сбрасы­вает в воду крупные камни. До сорока метров в се­кунду — такова сила сармы.

Причина этого ветра та же, что и у боры. В первые зимние месяцы, когда в Сибири стоят уже большие морозы, Байкал долго не замерзает. Благодаря этому здесь устанавливается, по сравнению с соседними районами, резко пониженное давление воздуха. И вот, если в это время сюда надвинется с запада антициклон, к воде по узким горным долинам с огромной скоростью начинают скатываться потоки воздуха.

То же происхождение имеет французский мистраль — сильный северо-западный ветер, дующий в нижней долине реки Роны и на побережье Средиземного моря. Временами мистраль достигает такой силы, что опроки­дывает железнодорожные вагоны.

 

Ветры пустынь

Посмотрите на географическую карту мира. Пять частей света заселяют народы земного шара. Вот Аме­рика, протянувшаяся от Аляски до Огненной Земли; Европа — наиболее заселенная часть Земли; Азия — самая большая часть света; Австралия — самый малень­кий из континентов Земли; Африка — знойный материк с огромными незаселенными пространствами.

На севере Африки вы видите надпись: «Сахара». Это пустыня, одно из самых жарких мест на Земле. Круглый год в Сахаре стоит нестерпимый зной. Дожди здесь ред­кие гости. Она занимает около 9 миллионов квадратных километров.

Люди избегают великой пустыни. Чем может она привлечь человека? В ней так мало необходимых для жизни воды и пищи. К тому же Сахара издавна отпуги­вала всех своими песчаными бурями. Эти бури называ­ются самумами («самум» обозначает по-арабски «ядо­витый», «отравленный»).

За час, полчаса до самума солнце начинает как бы заволакиваться мутной пленкой. На горизонте показывается маленькое темное облако. Оно быстро растет в размерах. Резкими порывами налетает жгучий ветер, поднимая в воздух песчаную пыль. Вот облако заняло уже полнеба (рис. 7). С воем и свистом налетает самум на караван путников. Сквозь тучи песка виден только слабый красный диск солнца. Единственное спасенье людей — это лечь на землю и плотно закрыть голову одеждой. От зноя и удушья люди часто теряют сознание.

Самум надвигается

Самум надвигается

Какова же причина сильных ветров Сахары?

Все та же, что и в других местах. Вы уже знаете, что в Сахаре на протяжении многих сотен километров солнце очень сильно нагревает поверхность земли. Раска­ленные пески отдают свое тепло нижним слоям воздуха, и они, нагревшись, устремляются вверх. Благодаря этому в Сахаре очень часто наблюдается пониженное давление воздуха у земли, и.сюда устремляются со всех сторон воздушные массы. Возникают сильные ветры, дующие по направлению к Сахаре; она как бы втягивает в себя воздух из окружающих стран. Так образуются над пу­стыней песчаные вьюги.

Знает пустыня Сахара и другое грозное явление при­роды — огромные песчаные вихри-смерчи. Это вихри, образующиеся на перегретом песке. Горячий песок на­гревает воздух до пятидесяти и более градусов тепла. Воздух с силой устремляется вверх. Поднимаясь по вин­товым кругам, он увлекает за собой тучи песка. Над землёй образуется вращающийся песчаный столб. Сме­тая все на своем пути, этот столб с шумом несется впе­ред, становясь все выше и толще.

Бывает, что за одним таким смерчем следует не­сколько других. Долгие часы они, шипя, кружат по пустыне, сталкиваются, рассыпаются, рождаются вновь.

В той же Африке, в долине реки Нила (Египет), много бед приносит, как его называют египтяне, «ветер, дующий пятьдесят дней». По-египетски это произносится «хамсин».

Хамсин, сухой и яростный ветер пустыни, свиреп­ствует в Египте в летние месяцы часто не один день Подряд. Только на час-два стихает временами этот ве­тер, а затем — с новой силой разрушает глиняные постройки египтян, губит деревья. Тучи мелкой песчаной пыли закрывают небо. Становится тяжело дышать. Жгу­чий песок забивает носоглотку, уши, глаза.

За час или два до наступления хамсина голубое без­облачное небо Египта желтеет. Солнце становится похо­жим на луну. Б воздухе разливается такая духота, что звери, птицы и люди начинают задыхаться. Предчув­ствуя бурю, птицы и дикие животные прячутся по гнез­дам и норам.

 

Грозные странники

Грозны смерчи в пустыне. Но еще более страшны они в населенных местах. Здесь они часто называются тромбами и почти всегда возникают из грозовых туч.

Многие москвичи хорошо запомнили тромб 1904 года. Это было 29 июня. Во второй половине дня с востока показалась громадная, многоцветная туча, несущаяся с огромной скоростью на город. Она шла совсем низко над землей. В центре тучи был виден вращающийся вихрь, похожий на черный толстый канат. Позади этого вихря оставалась полоса разрушений.

Смерч прошел над восточной частью Москвы и ушел на северо-запад. В Лефортове, Сокольниках, на Басман­ной были самые сильные разрушения. Старинная Анненгофская роща почти целиком погибла в этот день. Вет­ром были повалены столетние деревья толщиной в один метр. Коровы, бродившие в роще, были подняты смер­чем в воздух и «летали» в течение нескольких секунд! На Немецком рынке в центр смерча попал городовой. Он взлетел выше домов, и черев минуту, раздетый и избитый градом, был брошен на землю. На одном из переездов подмосковной железной дороги взлетела железнодорожная будка вместе с обходчиком. Ее бро­сило на мостовую в сорока метрах от железнодорож­ного полотна. Перепуганный обходчик отделался лишь незначительными ушибами.

В Мытищах в центре смерча оказалась громадная дымовая труба вагоностроительного завода; она не выдержала напора ветра и рухнула.

Такова была сила московского смерча 1904 года.

И все эти беды смерч наделал за несколько минут.

Очень часты тромбы в Соединенных Штатах Аме­рики. Там они называются торнадо — от испанского слова «торнадос», что значит «вращающийся».

Американские торнадо странствуют в течение многих часов и часто производят большие разрушения. Они достигают здесь подчас одного километра толщины.

Отдельные люди, попавшие в смерч, нередко «проле­тают» по воздуху сотни метров и разбиваются о землю. Но известны и такие случаи, когда люди, «полетав» в воздухе, оставались все же живыми. Так, однажды человек спасся тем, что ухватился в воздухе за ствол несущегося дерева. Их бросило на землю в полукило­метре от места подъема. Густые ветви дерева спасли человека от верной смерти.

На десятки километров уносит торнадо легкие предметы.

Воздух внутри торнадо настолько сухой и горячий, что за несколько минут засыхают на корню цветущие деревья! Кроме того, он сильно разрежен. От этого в домах при торнадо все стекла вылетают наружу, они выдавливаются более плотным воздухом, находящимся внутри помещений. По этой же причине торнадо с осо­бенной легкостью срывает с домов крыши.

Смерчевые столбы почти всегда насыщены электри­чеством. Прохождение смерча сопровождается сильной грозой. Целые снопы молний сыплются из его верхней части. Благодаря этому в ночное время смерчи обыкно­венно светятся, как бы залитые пламенем. Когда такой светящийся столб проходит через город, кажется, что все здания в огне. И, действительно, в десятках мест начинаются настоящие пожары: вылетающие из смерче­вого облака молнии делают свое дело.

Когда смерч «гуляет» по земле, он закручивает винтом и втягивает вверх воздух вместе с различными предметами. Но когда на пути его попадает какой-либо водоем — речка, пруд, озерко, вверх устремляется вода. Образуется водяной столб. И если речка или озерко невелики, то нередки случаи, когда смерч вычерпывает воду до дна.

Образуются смерчи и на море. Здесь водяной столб сливается с низкими грозовыми облаками. Иногда в море, как и в пустынях, гуляет не один, а несколько таких столбов.

Многие жители и курортники наблюдали такие смерчи на Черном море в районах Сочи и Туапсе в августе 1947 года.

Морские смерчи также возникают из грозовых туч. Еще задолго до появления водяного смерча над морем ходят темные, низкие тучи, похожие на черную одежду с рваными свисающими краями. Сверкает молния, гремит гром. Но вот вдруг один из свисающих отрост­ков тучи удлиняется, вытягивается воронкой и опу­скается совсем близко к воде. Навстречу этой воронке, состоящей из влажных паров, с моря поднимается столб пенящейся воды. Вода бешено кружится, разбрасывая массу брызг, и, как по винту, поднимается выше и выше, пока не сольется с воронкой. Водяной смерч готов! Он расширяется вверху и внизу и суживается посередине. Со страшным шумом несется такой смерч по взбудораженным волнам. Неприятна встреча с этим чудовищем. Если вы находитесь в лодке, то берегитесь: водяной смерч закружит лодку, как маленькую щепку, перевернет и разломает ее в течение секунд.

Смерчи на море

Смерчи на море

Некоторые командиры военных кораблей, встречая в море смерчи, приказывали стрелять по ним из пушек. Часто такая мера действовала: пушечные ядра, попадая в смерчевый столб, разрывали его; нижняя часть столба падала в море, верхняя поднималась к тучам.

Конечно, не все смерчи так страшны, как только что описанные. Нередко они не имеют достаточно силы, чтобы поднять в воздух даже ребенка. Налетит такой смерч на поселок, поднимет в воздух тучи песка и пыли, закружит над домами сухие ветки и солому, разбросает на большие расстояния развешенное хозяй­ками белье и умчится дальше.

А маленькие смерчи и совсем безобидны. Каждый из вас видал их в летнее время на полях и дорогах. Единственно, на что они способны,— это подолгу кру­тить в воздухе мелкую дорожную пыль.

Но как же рождаются в природе смерчи?

Смерч в стеклянной банке

Давно допытывались ученые, какие причины вызы­вают грозные смерчи. Много высказывалось различных предположений о том, как они возникают. Но все это были только предположения. И вот тогда один ученый решил сделать смерч собственными руками. В неболь­шую стеклянную банку он налил на дно воды, плотно закрыл ее крышкой и пропустил через крышку стеклян­ную палочку. После этого он стал подогревать воду на спиртовой горелке. Как только внутри закрытой банки начали образовы­ваться водяные пары, уче­ный с помощью маленького моторчика стал быстро вра­щать стеклянную палочку. Вокруг этой палочки сразу же образовался столбик ту­манна — это охладившиеся ча­стички пара, находящиеся рядом с палочкой, враща­лись вместе с ней. Так уче­ный получил первую, верх­нюю, часть смерча — ведь смерчевый «хобот», опускаю­щийся к земле или воде из грозового облака, также со­стоит из сгустившихся водяных паров. Оставалось полу­чить нижнюю часть смерча. Для этого ученый, продол­жая вращение стеклянной палочки, стал медленно опу­скать ее к воде. И вот, как только палочка приблизи­лась к воде, вода вскипела и поднялась маленьким столбиком навстречу туманному столбу. Искусственный смерч был получен (рис. 9).

Получение искусственного смерча

Получение искусственного смерча

Этим опытом было доказано, что происхождение смерчей в природе объясняется чисто физическими причинами, а именно мощными завихрениями воздушных масс при прохождении грозовых туч.

Как же образуются эти завихрения?

Каждый из вас, конечно, видал водовороты в реке. Часто они образуются под мостом. Бегущая вода уда­ряется об опоры моста, отскакивает назад и, столкнув­шись с напирающим сзади потоком, заворачивает в сторону. Вот в этом месте и образуется водоворот,— вода здесь начинает кружиться волчком.

Такое же явление происходит в воздухе — там, где температура и давление близлежащих слоев воздуха резко различны. Воздух, как вода в водовороте, получает здесь вращательное движение, и при этом образуются вихри и смерчи.

Песчаные и пыльные вихри образуются обычно в местах, где земная поверхность сильно нагревается сол­нечными лучами. От поверхности сильно нагревается в этом месте и воздух; наталкиваясь на менее теплый и более плотный воздух, подобно тому, как вода наталкивается на устои моста, горячий воздух образует завихрение. По спиральным кругам, вращаясь, он быстро устремляется вверх. Образуется вращающийся столб воздуха, который начинает втягивать в себя с земли все легкие предметы.

Каждый из вас может легко получить искусствен­ный песчаный смерч. Возьмите металлический лист, посыпьте его мелким порошком кремнезема (чистого желтого песка) и нагревайте этот лист снизу паяльной лампой. Как только лист и порошок нагреются, на поверхности листа забегают красивые маленькие вихри.

Часто бывает и так, что вихри возникают при встрече воздушных потоков, остановленных какими-либо пре­пятствиями: например, высокими холмами или горами.

Грозовые смерчи образуются в воздухе, там, где черная грозовая туча обрывается своими лохматыми краями. Именно тут получается резкая разница в тем­пературе и давлении воздуха. Встречающиеся потоки воздуха с различной плотностью и температурой завихряются, начинают вращаться все быстрее и быстрее. Скорость этого вращения доходит подчас до семи-десяти-восьмидесяти метров в секунду! Это уже не безобидный вихрь. Благодаря центробежным силам вну­три бешено вращающегося столба воздуха образуется разреженное пространство, и воздух здесь сильно охла­ждается. От этого водяной пар, который всегда на­ходится в воздухе, сгущается в облако. Вот почему смерч и наблюдают в виде облачного столба, спускаю­щегося к земле.

Как только смерчевый столб, бешено вертясь, при­ближается к поверхности земли или воды, навстречу ему поднимается воздушный или водяной поток, увле­каемый опускающимся смерчем.

Внутри смерчевого столба воздух течет, всегда вниз, а по краям, как по штопору, несется вверх, увлекая за собой все, к чему прикасается «хобот» смерча.

Бывает и так, что смерч возникает в толще тучи и движется сперва в виде горизонтального вихря (рис. 10), доходит до края грозового облака и устремляется вниз.

В создании грозовых смерчей немалую роль играет атмосферное электричество.

Кругом нас в воздухе находится очень много элек­тричества. Оно проявляется во многих, на первый взгляд загадочных, явлениях природы. Так, например, очень давно было известно явление, приводящее суевер­ных людей в ужас. Ночью во время грозы на крестах церквей, шпицах башен, мачтах кораблей и вообще на любых остриях вдруг загораются огни, похожие на свечу или факел. Эти огни называются огнями святого Эльма. Причина их появления — свечение воздуха под влиянием атмосферного электричества, которое особенно легко истекает с острых концов предметов.

Наиболее же частое проявление атмосферного электричества — это молния во время грозы.

Желая узнать, в какой мере участвует электричество в образовании грозовых смерчей, один ученый произвел такой опыт. Он налил в небольшую миску воды и под­нес к ней палочку, заряженную электричеством. Тотчас же вода потянулась небольшим горбом к палочке. Точно так же вода в море тянется к спускающемуся «хоботу» смерча!

Американский торнадо

Американский торнадо

Значит, грозовые смерчи образуются не только от завихрений воздуха, но и от того, что в воздухе и обла­ках, в земле и воде всегда имеется атмосферное элек­тричество. А особенно много его скопляется в грозовых облаках.

 

Цена урагана

Ураган, или тропический циклон,— это тот же вихрь, но гигантских размеров. Слово «ураган» обозначает «сильный ветер».

Самые сильные ураганы проносятся в южных странах — под тропиками.

Большинство европейцев не представляет себе, на­сколько велика может быть сила ветра при тропическом урагане и какие жертвы приносит с собой такой, ураган.

Вот, например, что наделал «великий ураган» 1780 года:

Он возник в конце сентября у берегов Америки в Атлантическом океане. Потопив несколько парусных кораблей, застигнутых в открытом океане, он обрушился на Антильские острова: Барбадос, Санта-Лючию, Мар­тинику. Больше всех пострадал богатый, цветущий остров Барбадос. Тысячи людей на этом острове по­гибли под развалинами зданий. Несколько островных городов просто исчезли. Они были разрушены ветром до основания, и развалины домов унесены в море. Главный город острова Мартиника Сен-Пьер был цели­ком смыт гигантской морской волной.

В гаванях Антильских островов находилось тогда много французских и английских военных кораблей. Шла война между Англией и Америкой. Французы вое­вали на стороне американцев. Ураган не пощадил ни ту, ни другую сторону. Свыше четырехсот военных кораблей затонуло в тот день в бухтах и открытом море. Из бухты острова Мартиника ураганом унесло сорок четыре французских корабля. Свыше четырех тысяч военных моряков и солдат с этих судов нашли смерть на дне океана. На самом острове погибли десять тысяч жителей. Огромные потери людей были и на других Антильских островах.

Почти сорок тысяч человеческих жизней — такова была «цена» страшного «великого урагана» 1780 года!

Ураганы, равные по силе описанному, случаются очень редко. Как и катастрофические землетрясения, разрушающие целые города, их надолго запоминают местные жители. Но как ни велика их сила, вред от них все же ничтожен именно потому, что случаются они очень редко — раз в десятки, а то и в сотни лет — и захватывают небольшие пространства.

Однако гораздо менее разрушительные циклоны про­носятся над тропическими океанами ежегодно. Наиболее часты они в морях Восточной Азии, в Южно-Индийском океане, Бенгальском заливе, на островах Вест-Индии. Здесь каждый год бывают два — четыре урагана.

Что же представляет собой тропический ураган?

В смерчах мощное движение воздуха совершается вверх по кругу, который имеет толщину в несколько десятков, редко в несколько сотен метров.

Другое дело — тропический циклон. Здесь также происходят мощные вихревые движения огромных воз­душных масс. Но воздух тут движется широчайшей полосой по громадному кругу, который нередко до­стигает нескольких сотен километров в поперечнике.

Иными словами, ураган — это тот же смерч, только толщина его воздушного столба не десятки метров, а сотни километров! Отсюда понятно и другое название урагана — «циклон», что значит «круговой». По этому кругу и мчится при урагане ветер с бешеной скоростью, поднимая огромные волны в море и производя разру­шения на суше. Вместе с тем весь этот гигантский круг вращающегося воздуха, как и смерч, несется вперед.

Если мы вспомним, как происходит движение ветра в циклонах стран умеренного климата (они описаны в первой главе), то увидим, что тропические циклоны по­хожи на них. Как и наши циклоны, тропические ураганы представляют собой огромные вращающиеся вихри двигающиеся вперед. Однако между ними есть и боль­шая разница.

Циклоны южных морей имеют значительно меньшие размеры, чем циклоны умеренных поясов. Зато сила ветра при тропических ураганах во много раз больше, чем при наших циклонах: скорость ветра в них колос­сальна — до ста и более метров в секунду! Неудиви­тельно, что такие циклоны производят большие раз­рушения. К тому же тропические циклоны всегда сопровождаются сильнейшими ливнями; поэтому ура­ганам сопутствуют наводнения.

Сила тропических ураганов в большой степени зависит от того, что воздушные массы южных стран всегда сильно перегреты и насыщены водяными парами.

Замечательное место представляет собой центр тро­пического циклона — «глаз» бури. Здесь, в круге, по­перечником в пятьдесят-шестьдесят километров, царит тишина, в то время как кругом ревет и свищет ураган­ный ветер!

Совсем иной характер имеют наши циклоны. Это просто наступление плохой погоды с затяжными дождями или сырым снегом, с резкими, порывистыми ветрами, временами усиливающимися до шторма.

Образуются тропические циклоны, как мы уже ска­зали, всегда над южными морями, вблизи экватора. Их родина находится как раз в той полосе затишья, которая тянется узкой лентой вдоль экватора, то-есть в местах раздела между пассатами Южного и Север­ного полушарий (на тропическом фронте). Было за­мечено также, что ураганы часто возникают в районах встреч пассатов и муссонов.

Образование тропических циклонов происходит в общих чертах таким же путем, что и циклонов наших областей.

Вращаясь, ураганы, как и наши циклоны, подви­гаются в то же время вперед. Постепенно они расширя­ются и слабеют.

Отдельные ураганы заходят иногда очень далеко. Так, тропические циклоны Вест-Индии достигают порой берегов Северной Европы, правда, сильно ослабевшие.

Страны Восточной Азии знают другое название ураганных бурь — тайфуны. Но это тот же ураган. Особенно часты и жестоки тайфуны осенних месяцев. Проносясь над морскими побережьями, тайфуны раз­рушают и уносят с собой непрочные жилища японцев и корейцев.

Тайфуны Китая и Японии чаще всего рождаются при смене восточноазиатских муссонов — весной и осенью.

Наступление урагана, в отличие от смерча, чув­ствуется в природе за много часов до того, как бешено налетит первый порыв бури.

Замирает ветер. В воздухе разливается духота. Звери скрываются в норах. Птицы или забиваются в гнездах, или, перелетая с места на место, резкими криками выражают свое беспокойство. В небе появля­ются зловещие темноватые облачка.

Будет буря!

Шквал

Стоял март 1878 года. Уже двадцать дней над английскими островами дули сырые пронзительные ветры, шел попеременно то дождь, то снег, проносились весенние штормы. Неприятно было выходить из дома.

Но 24 марта на одной из пристаней толпилось много людей. Все они ожидали прибывающий из дальнего плавания фрегат «Эвридик». У каждого из встречающих на корабле были родные или друзья.

Время шло; корабля не было видно. Но вот около пяти часов вечера на горизонте показались мачты давно ожидаемого корабля. Через час он был уже в двух-трех километрах от берега. Нетерпение ожидающих все возрастало. Но в этот момент совершенно не­ожиданно налетел ураганный ветер. То был настоящий удар ветра. Ошеломленные, перепуганные люди были буквально сбиты с ног. Воющий ветер принес с собой огромные массы сырого снега. Сразу стало темно, как ночью. Однако не прошло и пяти минут, как ураганный ветер так же внезапно стих. Пропал снег, про­яснилось небо.

Едва оправившись от испуга, люди вглядывались в море. Где корабль? Не случилось ли что с ним?

Но фрегата не было. Только через несколько дней водолазы нашли его на дне моря у входа в бухту. В течение четырех минут корабль был опрокинут ветром и затонул вместе со всем экипажем, не дойдя двух километров до берега.

Немало и других бед наделал в тот день этот вне­запный, короткий ветер, пролетевший над побережьем Англии.

Это был шквал. После 1878 года ученые стали на­блюдать повадки шквалов, описывать их прохождение над землей. Теперь мы уже многое знаем о том, какие причины порождают этот внезапно возникающий ветер, который и в наши дни может причинить большие не­приятности, хотя, конечно, современным пароходам не страшны никакие бури.

По своей природе шквал — это тот же ураганный ветер. Он отличается только крайней внезапностью и малой продолжительностью.

Шквальный ветер сравнивают с ударом. Это правильно: настолько велики те опустошения, которые производит шквал в течение очень короткого времени — за какие-нибудь две-три минуты!

Шквал всегда идет длинной, узкой полосой — от двухсот метров до шести километров шириной. Скорость ветра достигает иногда ста и более метров в секунду, то-есть свыше трехсот пятидесяти километров в час! Частым спутником шквала бывают грозы, на границе которых, при встрече холодных и теплых масс воздуха, и образуется этот внезапный ветер. Образование шквала всегда связано с резким изменением направления ветра. Шквальное облако имеет очень характерный вид. Оно черное, с рваными краями и белой завесой дождя в глубине. Облако идет над самой землей; нижний его край находится в постоянном движении — каждую секунду он меняет свой вид.

В мае 1937 года очень сильный шквал пронесся над одним из районов Москвы. Он продолжался всего три с половиной минуты, но сколько произвел разрушений! На многих домах были сорваны крыши, с корнем вырваны огромные деревья, опрокинуты трамваи, убиты и искалечены люди. Сила ветра была такова, что в некоторых местах были выдавлены зеркальные стекла витрин!