4 месяца назад
Нету коментариев

Вся история человеческого об­щества — это история взаимоот­ношений человека и природы. Многие тысячелетия природа остается первоосновой материаль­ных благ, источником ресурсов и здоровья для человека, кладезем жизненных и духовных сил, источ­ником радости и вдохновения. Все более быстрыми темпами растет население Земли: к нача­лу 1979 г. на планете жило уже около 4 млрд. 250 млн. человек, а к началу следующего тысячеле­тия их будет не менее 6,2 млрд. Динамичные темпы научно-техни­ческого прогресса дают в распоря­жение государств все более мощ­ные технические средства, позво­ляющие использовать ранее казав­шиеся недоступными природные ресурсы, проникать в глубины Ми­рового океана, осваивать космиче­ское пространство.

Возрастающая мощь техники открывает большие возможности активного преобразования при­родной среды и расширения вы­пуска различной продукции за счет более интенсивного исполь­зования ресурсов природы, но этот же научно-технический про­гресс делает все более актуальной проблему бережного отношения к природе со стороны каждого че­ловека, отдельных государств и человечества в целом. Одной из важнейших задач современного этапа развития цивилизации яв­ляется выработка и постоянное совершенствование продуманной гуманистической позиции по от­ношению к природной среде. Эта позиция не должна исходить из «неприкосновенности» природы, якобы нуждающейся в полном ограждении от воздействия чело­века, но в то же самое время не должна допускать попыток полно­стью подчинить природное соци­альному и заменить основные эле­менты биосферы искусственными системами, созданными на базе совершенной техники.

Творчески используя богатое наследие прошлых поколений, тщательно анализируя и обобщая уже наметившиеся тенденции раз­вития техники и общества, можно начать поступательное движение к построению в полном смысле слова гуманистической стратегии бережного отношения к природе, тщательного и многостороннего исследования богатств ее кладо­вых (сейчас они уже не кажутся людям безграничными), рацио­нального использования и воспро­изводства некоторых видов при­родных ресурсов; к созданию для живущих и будущих поколений элементов новой этики человека-созидателя, который приобрел свое могущество благодаря при­роде и, понимая это, стремится к истинной гармонии с природой.

Все больше политических и го­сударственных деятелей, пред­ставителей профсоюзов и массо­вых организаций, самые широкие круги общественности на всех кон­тинентах начинают осознавать, что озабоченность ученых относитель­но судьбы биосферы планеты вполне обоснованна. Одного бе­режного отношения к природной среде в процессе хозяйственной деятельности уже недостаточно, требуются согласованные меры по предотвращению причиняемо­го ей ущерба. Воздух, реки, моря и озера, Мировой океан, ланд­шафты, растительность и живот­ный мир материков — уникальные богатства планеты Земля, и со­хранять их должны все без исклю­чения государства. Вот почему ме­роприятия по охране природы, проводимые отдельными госу­дарствами, так же как и двусто­ронние региональные программы, как бы продуманны и эффективны они ни были, еще не достаточны для того, чтобы предотвратить ухудшение качества биосферы на­шей планеты. Весьма актуальны поиски рациональных форм и ме­тодов совместной деятельности многих стран, в том числе с раз­личным общественно-политиче­ским строем, организация комплексных программ в масштабах отдельных географических райо­нов, крупных регионов и планеты в целом. И хотя различные госу­дарства вносят неодинаковые «вклады» в ухудшение качества окружающей среды, кардиналь­ное решение проблемы создания новых форм взаимодействия об­щества и природы — общее дело всех стран.

Все больше государств плани­рует и реализует на практике спе­циальные мероприятия, цель которых — не производство про­мышленной продукции, товаров и услуг для населения, а снижение уровней загрязнений, оздоровле­ние воздушного бассейна и водое­мов, сбор и переработка отходов. И хотя в результате этих меро­приятий не создается какой-либо продукции, их благотворное воз­действие на природу и общество велико. Эффективность подобного рода программ и проектов не всегда можно оценить в традици­онных экономических категориях, их польза выражается в повыше­нии уровня здоровья населения, в сохранении и улучшении свойств составных частей ландшафтной сферы Земли (приповерхностного горизонта литосферы, гидросфе­ры, атмосферы), а в последнее время и околоземного космоса, в планомерном воспроизводстве все большего числа биологических ресурсов, в продуманном рацио­нальном использовании минераль­ного сырья. Есть немало оснований считать 70-е годы началом важно­го для человечества этапа «эколо­гизации» его хозяйственной дея­тельности. Сущность этого этапа, знаменующего качественное из­менение всей системы отношений общества и природы, состоит в пе­реосмыслении всего процесса производства — от добычи при­родных ресурсов и превращения их в товары и услуги до заверше­ния эффективной эксплуатации материальных продуктов деятель­ности общества. В этот сложный цикл включаются теперь и качест­венно новые операции, связанные с контролем и ограничением ан­тропогенных воздействий на при­родную среду, с утилизацией про­дукции, уже выполнившей свои социальные функции путем более широкого и интенсивного исполь­зования вторичного сырья. Осу­ществляется все более полное оснащение предприятий и других хозяйственных объектов дозимет­рическим оборудованием для определения концентрации и со­става загрязнений; техникой и оборудованием, призванными ограничить, а в конечном итоге полностью прекратить такие виды антропогенного воздействия на природную среду, которые вы­звали бы в ней необратимые отри­цательные последствия; специаль­ными средствами для сбора и ути­лизации отходов производства. В перспективе намечается повсе­местное внедрение полузамкну­тых и замкнутых циклов, а затем и переход к малоотходным и без­отходным производствам.

Во время посещения Днепро­петровска Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президи­ума Верховного Совета СССР то­варищ Л. И. Брежнев подчеркнул, что сохранение в чистоте земли, воздуха и воды — задача общего­сударственная. «Было время, ког­да старались скорее пустить за­вод, дать продукцию любой це­ной. Сегодня же должны строить так, чтобы щадить природу. Надо также обновить старые предприя­тия, чтобы и они не наносили урона окружающей среде» (Правда, 1979, 22 сентября). В этих словах проявляются два основных элемента процесса «экологиза­ции» хозяйственной деятельности государства — максимальный учет соображений сохранения природы и рационального использования ресурсов при планировании и вводе в строй новых производст­венных мощностей и других объ­ектов; принятие как можно более широких мер по ограничению вредных воздействий на природ­ную среду на действующих пред­приятиях.

Пожалуй, нельзя назвать ни од­но государство, которое не при­знало в официальных декларациях или в какой-либо другой форме актуальность сохранения природы для живущих и будущих поколе­ний. Однако утилитарная, классо­во-ограниченная политика нацио­нальных и транснациональных кор­пораций, которые удерживают прочные позиции в капиталистиче­ских государствах и стремятся рас­пространить свое влияние не толь­ко на развивающиеся страны, но и на всю мировую экономику, за­частую замедляет проведение в жизнь действенных мер по «эко­логизации» наиболее загрязняю­щих отраслей промышленности и всей экономики того или иного го­сударства, а иногда и сводит на нет уже объявленные весьма эф­фективные по замыслу про­граммы.

Идеи социализма, основные принципы социалистического хо­зяйствования, перспективы социа­листической интеграции на основе долгосрочных научно обоснован­ных прогнозов идут в унисон с ос­новными законами природы. Именно поэтому социалистическое общество уделяет столь большое внимание построению гармониче­ского баланса с природной сре­дой, ставит и решает в этой об­ласти все более грандиозные за­дачи. Говоря о способностях чело­веческого разума познавать зако­ны природы, В. И. Ленин называл человека господином природы, искренне веря, что, развивая про­изводительные силы во имя всех членов общества, социализм будет использовать естественные богат­ства приемами новейшей техники. Еще в первые годы существования молодой Советской Республики В. И. Ленин видел необходимость в разработке и установлении ос­новных норм поведения по отно­шению к природе: «Для того что­бы охранить источники нашего сырья, мы должны добиться вы­полнения и соблюдения научно-технических правил» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 43, с. 174).

Ленинский подход к охране при­роды, включающий три основных элемента: соблюдение научно-тех­нических правил эксплуатации природных богатств, их комплекс­ное и разностороннее использова­ние и непримиримость к расхище­нию природных богатств, в основном созвучен с широкой гуманистической мировоззренче­ской позицией по проблеме все­стороннего изучения и научно обоснованного преобразования природы, которой придержива­лись известные философы-мате­риалисты и естествоиспытатели многих стран.

Забота об охране природы и це­ленаправленная деятельность по претворению в жизнь основных принципов рационального приро­допользования красной нитью пронизывает всю историю Совет­ского государства. Принятая в 1977 г. Конституция СССР провоз­гласила в статье 18, что в интере­сах настоящего и будущих поко­лений в СССР принимаются меры по охране природы, рационально­му использованию ее ресур­сов, воспроизводству природных богатств и улучшению окружаю­щей человека среды. Знамена­тельно, что общие законодатель­ные принципы, определяющие си­стему взаимоотношений социали­стического хозяйства с природной средой, были положены в основу совершенствования общегосудар­ственного управления на всех уровнях. Достаточно сказать, что плановые методы руководства ра­циональным природопользовани­ем и охраной окружающей среды нашли отражение не только в Кон­ституции СССР, но также и в кон­ституциях союзных республик, ряде законов и постановлений Верховного Совета СССР. Кроме того, был создан Государственный комитет СССР по гидрометеоро­логии и контролю природной сре­ды, организованы специальные подразделения в Госплане СССР, плановых органах республик и об­ластей, министерствах и ведомст­вах; введены соответствующие разделы в годовых и перспектив­ных планах социально-экономиче­ского развития. Принятое в июле 1979 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усиле­нии воздействия хозяйственного механизма на повышение эффек­тивности производства и качества работы» предписывает министер­ствам и ведомствам СССР и сове­там министров союзных республик разрабатывать и утверждать не только планы повышения технического уровня отраслей, но также и планы работ по охране природы и окружающей среды (О дальнейшем совершенствовании хо­зяйственного механизма и задачах партий­ных и государственных органов. Постано­вление ЦК КПСС от 12 июля 1979 года.—

Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и каче­ства работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года. М., Политиздат, 1979).

Независимо от того, насколько велики возможности и достиже­ния социалистических государств в деле охраны окружающей среды и насколько неохотно капиталисти­ческие государства идут на приня­тие кардинальных мер по ограни­чению антропогенных воздейст­вий предприятий частного бизне­са на природу, решить экологиче­ские проблемы человечество может только совместными уси­лиями, следуя единой, всемирной стратегии охраны природы. Эта стратегия вовсе не должна иметь вид принятого всеми государст­вами всемирного договора, стро­го определяющего их обязанности в деле сохранения биосферы пла­неты. Мы рассматриваем этот до­кумент, получивший уже между­народное признание, как широкую мировоззренческую позицию, свод морально-этических правил поведения людей по отношению к источнику их жизненных и ду­ховных сил — природе, иерархи­ческий перечень наиболее острых проблем в сфере взаимоотноше­ний общества и природы и самых общих мер предосторожности, ко­торых должны придерживаться государства с учетом своих спе­цифических географических и социально-экономических усло­вий, чтобы избежать дальнейшего обострения собственных эколо­гических проблем и мировой экологической ситуации. Дальнейшее широкое обсуждение такой стра­тегии, ее уточнение и учет в про­цессе принятия политических ре­шений, в социально-экономиче­ском планировании, в идеологии и воспитании личности видится важным звеном прогресса циви­лизации.

Главный социально-политиче­ский процесс современности, свя­занный с укреплением позиций мировой системы социализма в ее соревновании с капитализмом и строительством развитого социа­листического общества, с борьбой прогрессивных сил за разрядку международной напряженности и реальное разоружение, проис­ходит в условиях, когда научно-техническая революция поставила перед человечеством еще одну сложную задачу: переосмысле­ние и перестройку взаимодействия человека и природы. Эта задача пронизана высоким гуманистиче­ским смыслом, глобальна по своим масштабам, базируется на широ­ком фундаменте знаний, вырабо­танных естественными, техниче­скими и общественными науками за многие века существования человечества. Она всем своим со­держанием ориентирована на светлое будущее человечества и не может решаться вне зависи­мости от поисков решений других жгучих проблем современности. Вот главные из них: остановить гонку вооружений; обеспечить условия для поступательного эко­номического и социального про­гресса всех народов; найти пути борьбы с голодом и болезнями; прекратить деградацию природ­ной среды; повысить эффектив­ность исследования и использова­ния минеральных и биологических ресурсов материков и Мирового океана; разработать комплексные энергетические программы. Аре­ной созидательного использова­ния техники должна стать вся пла­нета. И не случайно все челове­чество с надеждой следит за первыми успехами передовых в научно-техническом отношении стран в комплексном исследова­нии недр материков, глубин Ми­рового океана, освоения космоса, в разработке технических средств борьбы с загрязнениями окру­жающей среды, в выведении но­вых высокоурожайных видов сель­скохозяйственных культур, в на­ступлении на болезни. Поставить все эти достижения разума на службу истинного прогресса чело­вечества можно лишь совмест­ными усилиями всех стран и наро­дов.

Эффективность совместных дей­ствий государств и народов в ре­шении глобальных проблем совре­менности заметно снижается, ког­да силы реакции продолжают раз­вязывать острые политические конфликты, чреватые разруши­тельными, вооруженными столк­новениями, когда военно-про­мышленные комплексы направ­ляют огромные материальные и людские ресурсы на создание новых видов смертоносного ору­жия, применение которого’ поста­вит мир на грань величайшей ка­тастрофы.

Именно поэтому борьба за до­стижение целей Всемирной стра­тегии охраны природы включает не только решение собственно природоохранных задач — огра­ничение выбросов в атмосферу и водоемы, создание экологически рациональных производств и со­вершенных методов воспроиз­водства возобновляемых ресур­сов, выработку административных и юридических норм природопользования, перестройку системы этических и культурных ценно­стей в плане повышения внимания к проблемам охраны окружающей среды. Наряду с этим нужны так­же активные действия по обеспе­чению мирного и взаимовыгодно­го сотрудничества государств.

Стремясь еще больше привлечь внимание мировой общественно­сти к актуальности широкого меж­дународного сотрудничества по охране окружающей среды, Гене­ральная Ассамблея ООН в декаб­ре 1972 г. объявила 5 июня Все­мирным днем окружающей сре­ды. В этот день проводятся меро­приятия всемирного масштаба, направленные на привлечение внимания к охране и повышению качества окружающей среды.

Знаменательно, что один из важнейших международных доку­ментов послевоенного времени — Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничест­ву в Европе, принятый в Хельсин­ки в 1975 г, помимо решения дру­гих важнейших задач призвал так­же объединить усилия государств в деле охраны природы. Сове­щание в Хельсинки признало пагубность и бесплодность поли­тики с позиции силы, омрачающей отношения между государствами не только на Европейском кон­тиненте, но и во всем мире, оно уделило большое внимание про­блемам охраны окружающей сре­ды, решать которые можно лишь совместными усилиями го­сударств в общей системе улучшения и укрепления по­литических, экономических, научно-технических и культурных отношений, включая, конечно, и принятие мер по обеспечению военной разрядки в Европе и во всем мире.

Государства-участники выразили свои намерения принимать меры по сохранению экологического равновесия, вести просветитель­скую работу среди широких кру­гов общественности по разъясне­нию вопросов охраны и улучше­ния качества окружающей среды.

Общеевропейское совещание выдвинуло следующие цели сотрудничества в области охра­ны окружающей среды: изучение проблем окружающей среды и по­ощрение при этом комплексного научного подхода; повышение эффективности национальных и международных мер по защите окружающей среды методом со­поставления и в соответствующих случаях гармонизации стандартов качества, а также анализа факто­ров, влияющих на качество окру­жающей среды; обмен информа­цией, согласование понятий и по возможности принятие общей тер­минологии по проблемам охраны окружающей среды; сближение политических курсов в области охраны окружающей среды; по­ощрение деятельности на нацио­нальном и международном уров­нях в области создания и совер­шенствования оборудования, предназначенного для контроля за качеством окружающей среды и улучшением ее состояния.

Способствовать созданию бла­гоприятных условий для успеш­ного решения задач, которые представители различных госу­дарств причисляют к фундамен­тальным элементам Всемирной стратегии охраны природы, мог­ло бы внимательное изучение опыта отдельных стран независи­мо от их географического поло­жения, размеров территории и социального устройства. Такое изучение помогает выявить уже проверенный практикой передовой опыт решения важнейших природоохранных задач, органи­зационные формы, законодатель­ные механизмы и методы стиму­лирования мероприятий по охране окружающей среды.

Специалисты многих стран дают высокую оценку общегосударст­венной системе планомерного использования природных бо­гатств и охраны окружающей сре­ды в Советском Союзе. Эта сис­тема исходит из принципа по­стоянного повышения эффектив­ности использования природных ресурсов, вовлекаемых в общест­венное производство, и одновре­менного сохранения природы как первоосновы материальных благ, источника здоровья и духовного богатства всего народа. Еще в на­чале 70-х гг. наша партия и пра­вительство повысили требователь­ность к плановым, хозяйственным органам и проектным организаци­ям, ко всем нашим кадрам за де­ло проектирования и строитель­ства новых и улучшения работы действующих предприятий под углом зрения охраны природы (Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 174—175).

В этой области накоплен уже большой опыт, который может представлять интерес для других стран. Приведем лишь один не­большой пример. В Советском Союзе создана карта охраны при­роды. На первый взгляд это обыч­ная карта страны масштабом 1:8 000 000. Однако ее своеобра­зие состоит в том, что на ней множество новых условных зна­ков, которыми обозначены насе­ленные пункты, реки, озера, где ведутся регулярные наблюдения за уровнем загрязнения природ­ной среды. Обозначены и районы проведения рекультивации зе­мель на месте разработки полез­ных ископаемых. Указаны водо­охранные и защитные государст­венные лесные полосы.

На карте также приведены дан­ные о деятельности по контролю чистоты воздушного бассейна (350 городов) и определению ка­чества водных ресурсов государ­ства (4000 пунктов на 1200 важ­нейших реках, водохранилищах и озерах, а также в прибрежных водах морей, омывающих терри­торию нашей страны).

Карта, подобно Красной книге, знакомит и с редкими, а также с находящимися под угрозой ис­чезновения видами животных. На ней показаны зоны расселения белой цапли, гаги, кулана. Особо выделены районы обитания бобра, сайгака, соболя, морского котика. Ведь эти представители фауны не только спасены, их численность доведена до промыслового уров­ня.

Обозначены на ней и крупней­шие государственные заповед­ники, зоологические, ботаниче­ские, охотничьи и ландшафтные заказники, предприятия, занимаю­щиеся разведением рыбы в естест­венных и искусственных водоемах (большинство из них расположено в бассейнах Волги и Днепра, а также на побережье Балтийского моря), места, где ведется аккли­матизация ценных пород рыбы.

Таким образом, создан графи­ческий документ, отражающий масштабы и характер деятельно­сти государства в области приро­допользования. Подобного рода карты могли бы быть созданы и другими государствами, распро­странены на целые континенты. Это способствовало бы согласо­ванию усилий государств в рамках Всемирной стратегии охраны природы.

В 1979 г. состоялось первое об­щеевропейское Совещание на вы­соком уровне по сотрудничеству в области охраны окружающей среды в Женеве. С инициативой расширить сотрудничество го­сударств — участников хельсинк­ского Совещания, направ­ленное на решение крупномас­штабных проблем, в том числе проблемы охраны окружающей среды, Советский Союз выступил несколько лет назад, считая его хорошей основой для дальнейше­го объединения усилий государств по решению проблем охраны при­роды и рационального использо­вания природных ресурсов по ли­нии многосторонних отношений.

В приветствии участникам Сове­щания товарищ Л. И. Брежнев от­метил: «Всем нам близка и понят­на стоящая перед общеевропей­ским совещанием задача углуб­лять и развивать сотрудничество по охране окружающей среды и тем самым содействовать улучше­нию жизни людей и сохранению их здоровья, более рационально­му использованию природных ре­сурсов» (Правда, 1979, 14 ноября).

Женевское Совещание стало крупным практическим шагом в реализации программы сотруд­ничества, намеченной Заключи­тельным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Программа приняла три важных документа: конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, содержащую перечень мер, ко­торые будут принимать государ­ства-участники с целью сокраще­ния объемов загрязняющих веществ, переносимых через нацио­нальные границы; резолюцию о сотрудничестве государств в об­ластях, охватываемых конвенцией, еще до ее вступления в строй; декларацию, содержащую реко­мендации по разработке и внед­рению безотходных технологий, которые позволят предотвратить ущерб окружающей среде, обес­печат рациональное использова­ние природных, в том числе энер­гетических, ресурсов. Деловой тон этих документов, а также еди­нодушное одобрение их участни­ками Совещания от имени прави­тельств своих государств во мно­гом вытекает из общей полити­ческой атмосферы, в которой готовилось Совещание.

В развитие решений этого Со­вещания Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству на внеочередном заседании в февра­ле 1980 г. рассмотрел конкретные проблемы совместной деятельно­сти в рамках конвенции о транс­граничном загрязнении воздуха и декларации о малоотходной и безотходной технологии, а также вопросы более тесного сотрудни­чества между СЭВ и ЮНЕП. В кон­це февраля 1980 г. в Москве со­стоялась Международная конфе­ренция деловых кругов Востока и Запада по сотрудничеству в области охраны окружающей сре­ды, на которой были обсуждены перспективы взаимовыгодного торгово-экономического, научно-технического и промышленного сотрудничества, а также в других важных областях природоохран­ной деятельности.

Созыв общеевропейского Сове­щания по проблемам охраны ок­ружающей среды и последовав­шие за ним конкретные практи­ческие действия свидетельствуют о том, что сделан еще один шаг не только в продвижении идеи о необходимости активных дейст­вий по сохранению природной среды планеты, но и в реализа­ции на практике целой серии важных мер, являющихся неотъ­емлемыми элементами стратегии охраны природы в масштабах всей планеты.

Стремясь повысить эффектив­ность международного сотрудни­чества, направленного на рацио­нальное использование природных богатств планеты в интересах эко­номического и социального про­гресса всех народов и в то же время на заботливое и бережное отношение к биосфере, сохране­ние и воспроизводство ее богатств, Советский Союз выступил с новой гуманной инициативой о включе­нии в повестку дня 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН во­проса «Об исторической ответст­венности государств за сохранение природы земли для нынешнего и будущих поколений». Особое зна­чение этого предложения состоит в том, что оно показывает нераз­рывную связь глобальной проб­лемы охраны окружающей среды с процессом разрядки междуна­родной напряженности и созда­нием условий, исключающих вой­ну из жизни человечества. Однако взятый влиятельными политиче­скими кругами США в конце 70-х— начале 80-х гг. курс на форсиро­вание гонки вооружений и на свер­тывание научно-технического и экономического сотрудничества с социалистическими странами при­носит заметный ущерб общечело­веческой проблеме охраны при­роды.

В июле 1980 г. появился доклад экспертов совета по качеству окру­жающей среды при президенте, государственного департамента и 12 других ведомств федераль­ного правительства США о состоя­нии планеты в 2000 г. Реалистиче­ски оценивая состояние природ­ной среды планеты и тенденции ее ухудшения, американские специа­листы тем не менее пытаются обосновать своеобразное «право» США пользоваться ресурсами других государств, причинять ущерб биосфере, намного превы­шающий ущерб, наносимый любым государством.

Отказ отдельных стран по конъюнктурным экономическим соображениям от участия в бла­городном деле сохранения при­роды никоим образом не снимает с повестки дня этой объективно существующей проблемы — он лишь тормозит прогресс в деле создания гармонического взаимо­действия общества и природы на благо всего человечества.