4 месяца назад
Нету коментариев

Охрана окружающей среды — сравнительно новая многоплано­вая проблема, к решению кото­рой государства приступают до­ступными им формами и метода­ми, с учетом остроты тех или иных ее аспектов на террито­рии конкретного государства или в более обширных регионах. Уже в 70-е гг. задачи, связанные с охраной окружающей среды, почти повсеместно упоминались в бюджетах государств, в народ­нохозяйственных планах социа­листических государств, в отчетах о деятельности крупных корпора­ций.

Комплексный характер пробле­мы, ее масштабы и связь с раз­личными сферами экономики, научно-технического развития, государственным механизмом, а также с социальными процессами обусловили осторожность, с кото­рой государства приступают к планированию и реализации меро­приятий по охране окружающей среды. Естественно, нельзя пред­полагать, что эти мероприятия можно построить на пустом мес­те, игнорируя имеющийся эконо­мический и научно-технический потенциал и прежде всего бога­тый исторический опыт создания и использования новой техники для решения задач, появлявших­ся на различных этапах истории общества.

Можно назвать наиболее важ­ные условия и предпосылки, ко­торые, по мнению специалистов, определяют успех мероприятий по охране биосферы планеты. Главными из них являются: обя­зательный и постоянный учет сте­пени антропогенного воздействия на основные элементы биосферы и ландшафтной сферы Земли, вы­явление причин разрушительного воздействия и по возможности полное искоренение его источни­ков, тщательное исследование со­вместными усилиями представи­телей различных наук вероятных экологических последствий науч­но-технических и хозяйственных проектов будущего и разработка средств и методов их смягчения или нейтрализации, воспитание активной мировоззренческой по­зиции по вопросам охраны при­роды у всех членов общества.

Большую работу по изучению природы планеты, ее недр в тече­ние многих веков вели географы, геологи, ботаники, представители других научных специальностей. Современная космическая техника позволяет собрать и систематизи­ровать данные, необходимые для объяснения местных природных особенностей, сопоставить регио­нальные характеристики различ­ных районов материков и океанов планеты.

Исследования из космоса позво­лили ученым уточнить сходства и отличия геологических, биологи­ческих, океанографических, атмо­сферных и почвенных характери­стик различных участков Земли. Таким образом, могут быть сде­ланы более обоснованные выводы о характере эволюции процессов, происходящих в атмосфере плане­ты, в глубинах морей и океанов, на поверхности и в недрах мате­риков, без чего невозможен успех мероприятий по охране окружаю­щей среды.

Однако использование во всей полноте возможностей новой техники, равно как и ограничение вредных «нагрузок» на природ­ную среду, зависит не столько от объективных особенностей совре­менного научно-технического по­тенциала, сколько от тех целей, в первую очередь политических, для достижения которых государ­ства создают и используют новую технику.

Всемирная стратегия охраны природы, независимо от того, какие конкретные пункты по ее реализации изберут для себя от­дельные государства, может при­нести успех лишь в случае посту­пательного продвижения по всем основным линиям взаимодействия общества и природы. Главные задачи в этой области достаточно хорошо известны, а повседнев­ная деятельность многочислен­ных научных учреждений и орга­низаций различных стран позво­ляет уточнять и корректировать их в соответствии с меняющимися специфическими условиями в от­дельных государствах, крупных регионах и на планете в целом. Однако как бы совершенна ни была программа совместных дей­ствий в области охраны природы, ее успешная реализация, а следо­вательно, и прогресс в гармони­зации всей системы отношений общества и природы требует спе­циальных усилий: включения этих задач в повседневную деятельность государств, организации крупных национальных программ по уменьшению масштабов и сокращению разрушительного воздействия антропогенных нагру­зок на природу, а иногда и реор­ганизации экономической инфра­структуры государства с учетом принципов рационального приро­допользования. Добиться этого можно лишь в результате приня­тия политических решений на выс­шем государственном уровне. Экологические проблемы должны стать неотъемлемым элементом политического процесса, а не обсуждаться эпизодически по ме­ре их обострения в том или ином государстве.

Позиция конкретных государств в этом вопросе самым непосред­ственным образом связана с их общественным строем. Преиму­щества социализма в постановке и решении сложных задач охраны природы как в рамках отдельных государств, так и в межгосудар­ственных отношениях проявляют­ся особенно ярко.

Проблемы охраны природы на деле уже стали важными элемен­тами повседневной политики со­циалистических государств, кото­рые как при решении своих внут­ренних проблем, так и при орга­низации международного сотруд­ничества исходят из следующих фундаментальных принципов: (1) охрана природы становится в со­временных условиях одной из важнейших общегосударствен­ных задач, от решения которой зависит успешное выполнение на­роднохозяйственных планов, бла­госостояние нынешних и будущих поколений; (2) незыблемую осно­ву организации наиболее правиль­ного использования природных богатств, эффективной охраны природы составляет в СССР и других государствах социалисти­ческого содружества социалисти­ческая собственность на землю, ее недра, воды, леса; (3) рацио­нальное использование, сохране­ние и воспроизводство природ­ных ресурсов, бережное отноше­ние к природе — составная часть программы строительства разви­того социализма.

Опыт комплексного планирова­ния и реализации программ по охране окружающей среды в ин­тересах всех трудящихся, имею­щийся в распоряжении социали­стических государств, положите­лен в двух отношениях. Во-первых, на его основе становятся очевид­ными ограниченные возможности капиталистических государств, стремящихся решить эту пробле­му за счет трудящихся, а во-вто­рых, со всей очевидностью проя­вляются широкие возможности использования этого опыта в международных программах с участием государств, предста­вляющих различные социальные системы, а также при создании специализированных междуна­родных организаций, которые должны регулировать совмест­ную деятельность государств по различным аспектам охраны ок­ружающей среды.

Товарищ Л. И. Брежнев в док­ладе, посвященном 60-летию Ок­тября, сказал: «Социалистическая часть мира своим внутренним раз­витием и своим подходом к меж­дународным отношениям дает хороший пример того, какими пу­тями лучше всего решать большие проблемы, встающие перед чело­вечеством». А именно такой боль­шой общечеловеческой пробле­мой является охрана природы планеты. «Но решить их за все человечество она, разумеется, не может. Здесь необходимы целе­устремленные усилия народа каждой страны, необходимо ши­рокое и конструктивное сотрудни­чество всех стран, всех народов» (Брежнев Л. И. Великий Октябрь и прогресс человечества. М., Политиздат, 1977, с. 30). Следовательно, успех мероприя­тий по охране природы и сохра­нению биосферы планеты зави­сит от повышения роли экологи­ческих проблем в системе между­народных отношений, от включе­ния задач охраны природы в раз­ряд неотложных проблем совре­менности.

Позитивные перемены в мире, которые благодаря активной и последовательной политике социа­листических стран и поддержке прогрессивных сил на всех конти­нентах набирают силу, становясь поступательными необратимыми процессами, знаменующими ге­неральные тенденции современ­ного этапа цивилизации, следует расценивать как формирование политических условий, необходи­мых для реализации Всемирной стратегии охраны природы, не­зависимо от того, какие конкрет­ные формы она примет. А этими процессами являются разрядка международной напряженности, реальное разоружение, пере­стройка мировых экономических отношений.

Значительная ответственность в этом плане ложится на наиболее развитые государства, создав­шие мощные экономические и научно-технические потенциалы и пользующиеся большим автори­тетом у других стран.

Складывавшиеся в течение послевоенных десятилетий в ведущих капиталистических государ­ствах взгляды о необходимости и целесообразности разрешать меж­государственные конфликты и разногласия преимущественно путем применения военной силы стали материальной предпосыл­кой для углубления в этих госу­дарствах тенденции к односто­роннему использованию достиже­ний науки и техники, экономиче­ских и людских ресурсов в сфере производства оружия и другой военной техники. И тот факт, что гонка вооружений до сих пор еще не остановлена, не только омрачает современные междуна­родные отношения, но и обора­чивается реальной угрозой тем положительным итогам, которые уже имеются в области политиче­ской разрядки, а следовательно, тормозит переход к решительным действиям по охране природы в масштабах крупных регионов и всей планеты.

Стремление Советского Союза и других социалистических госу­дарств при поддержке миролю­бивых сил планеты сделать мир­ное сосуществование и взаимовы­годное сотрудничество поступа­тельным и необратимым процес­сом современности основывается на тщательном анализе новых явлений в международных отно­шениях и в мировой экономике, беспокоящих многие страны. И одна из актуальнейших проблем такого рода — сохранение приро­ды на благо живущих и будущих поколений.

Действительно, только постоян­ное улучшение мирового поли­тического климата, укрепление доверия в межгосударственных отношениях, расширение и совер­шенствование международного сотрудничества смогут положить конец многолетней деятельности ряда капиталистических госу­дарств, усилиями которых созда­ны арсеналы оружия, способного многократно уничтожить все жи­вое на планете и оставить после себя безжизненные ландшафты. А ведь за десятилетия форсиро­ванной гонки вооружений были бесцельно растрачены огромные природные и людские ресурсы, которые могли бы быть направле­ны на решение актуальных соци­ально-экономических проблем, в том числе на цели рационального природопользования.

Благодаря разрядке напряжен­ности были достигнуты заметные успехи в развитии международно­го сотрудничества между стра­нами с различным обществен­ным строем в области охраны окружающей среды. В течение сравнительно короткого истори­ческого периода была создана достаточно разветвленная систе­ма органов международного со­трудничества — от всемирного до двустороннего уровня, главными составными элементами которой являются:

центральные учреждения ООН, в первую очередь Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);

специализированные учрежде­ния ООН (ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая ор­ганизация, Продовольственная и сельскохозяйственная организа­ция), а также Международное агентство по атомной энергии;

межправительственные регио­нальные программы сотрудниче­ства (главным образом на базе региональных экономических ко­миссий ООН, и в первую очередь европейской);

межправительственные субре­гиональные программы сотрудни­чества (СЭВ, Европейское эконо­мическое сообщество, Органи­зация экономического сотрудни­чества и развития);

межгосударственные многосто­ронние программы (например, по охране от загрязнений Рейна и Дуная, Балтийского, Средиземно­го, Северного морей и т. д.);

двусторонние межправительст­венные соглашения;

многосторонние проекты непра­вительственных, в первую очередь научных, организаций;

сотрудничество на двусторон­ней и многосторонней основе не­правительственного характера, включая коммерческое.

Сложившаяся система междуна­родного сотрудничества в обла­сти охраны окружающей среды знаменательна весьма высокой степенью участия правительств в различного рода международных проектах и других совместных мероприятиях. Если в 50-х — 60-х гг. основная инициатива в раз­работке международных приро­доохранных программ принадле­жала неправительственым органи­зациям (международные союзы ученых, различного рода лиги защиты природы, просветитель­ные общества и т. д.), то во вто­рой половине 70-х гг. центр тя­жести этой деятельности переме­стился на. государственные про­граммы, регулируемые межпра­вительственными организациями. Из этого не следует, что сотруд­ничество неправительственных организаций по этим проблемам теряет свое значение и как бы от­ходит на второй план.

В действительности имеет место более сложный и более важный процесс объединения усилий различных сил и организационных форм сотрудничества в области охраны окружающей среды с целью повышения эффективности совместных практических мер на всех уровнях. И если, например, в 60-х гг. деятельность Междуна­родного совета охраны природы носила узкопрофессиональный характер и должна была обеспе­чить в первую очередь возмож­ности для обмена мнениями среди ученых-естественников, изучав­ших состояние ландшафтов и животного мира в различных райо­нах планеты, то XIV Генеральная Ассамблея МСОП собрала не только сотни делегатов, предста­вляющих различные области науч­ной деятельности, но и предста­вителей правительственных орга­низаций, министерств и ведомств, сотрудников ООН и ряда других международных организаций.

Международные усилия по со­хранению природы становятся все более тесно увязанными меж­ду собой, обращается больше вни­мания на взаимную координацию деятельности самых различных организаций, на оповещение о деятельности друг друга, на на­правление усилий в первую оче­редь на самые приоритетные про­блемы. В частности, в настоящее время в составе МСОП более 40 государств, свыше 110 прави­тельственных организаций, более 240 национальных неправитель­ственных организаций, свыше 20 международных неправительст­венных организаций. Таким обра­зом, эта весьма представитель­ная международная организация, поддерживающая тесную связь с ООН и ее специализированными агентствами, отражает мнение бо­лее 100 государств на всех конти­нентах, решивших вносить свой вклад в столь важное дело охра­ны природы и рационального ис­пользования природных ресурсов.

Заметно расширилось и обога­тилось содержание международ­ного сотрудничества. Деятель­ность, направленная на сохранение всего многообразия «дикой» при­роды, представлявшая в прошлом основной объем сотрудничества, ныне дополняется широкими про­граммами разработки критериев оценки ущерба и экономической эффективности природоохранных мер, проектами, имеющими целью создание технических средств и оборудования по огра­ничению загрязнений и снижению воздействия других форм нару­шения целостности окружающей среды, по восстановлению и со­хранению природных ресурсов. Укрепилась финансовая основа и обеспечение природоохранных программ, к выполнению которых правительства подключают мини­стерства и ведомства, националь­ные научные центры и другие специализированные органы.

Возросшее значение проблем охраны природы и совместной деятельности государств стало причиной создания в системе ООН специализированного органа меж­дународного сотрудничества — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Решение об этом было принято по рекомендации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей сре­ды, состоявшейся в 1972 г. ЮНЕП имеет полномочия координиро­вать международное сотрудниче­ство по проблемам охраны окру­жающей среды на различных уровнях, а также должен высту­пать с инициативами, касающими­ся постановки новых важных проб­лем в этой области, и привлекать к ним внимание правительств и международных организаций. На первом этапе в деятельности ЮНЕП были выделены следующие основные направления деятель­ности: охрана здоровья человека и обеспечение качества окружаю­щей среды; экологические про­блемы мест поселения, и прежде всего крупных городов; сохране­ние растительности, животного ми­ра и генофонда; защита экосистем материков и борьба с распростра­нением пустынь; экологическое образование, подготовка специа­листов, организация информации по вопросам охраны окружающей среды; защита Мирового океана от загрязнений; развитие энерге­тики и окружающая среда.

ЮНЕП концентрирует свои уси­лия на достижении к 1982 г. сле­дующих конкретных целей. Пер­вую группу составляют цели, которые должны обеспечить аде­кватную оценку изменений окру­жающей среды под действием антропогенных факторов и устано­вить пределы воздействия на био­сферу в процессе деятельности по удовлетворению материальных и духовных потребностей человека. Вторая группа включает цели, свя­занные с управлением качеством природной среды в основных ре­гионах планеты; окружающая сре­да и проблемы социально-эконо­мического развития; разработка принципов и критериев оценки роста производства, научно-техни­ческого прогресса, повышения благосостояния, учитывающих воз­действие на природную среду.

Наиболее значительными счи­таются успехи ЮНЕП в создании всемирной системы сбора и рас­пространения информации о со­стоянии окружающей среды пла­неты («глобальный экологический мониторинг»). Эта деятельность ведется в тесном взаимодействии с ВОЗ, ФАО, а также с МСОП. К 1982 г. международная спра­вочная система «Инфотерра», при­званная объединить национальные средства информации о состоянии природной среды, должна будет обслуживать не менее 100 госу­дарств. Важным средством при­влечения внимания правительств и общественности к актуальным проблемам окружающей среды стали ежегодные доклады ЮНЕП «Состояние окружающей среды», которые в доступной форме из­лагают наиболее острые пробле­мы, требующие совместных дей­ствий государств.

Не вызывает сомнения, что дея­тельность ЮНЕП будет тем эф­фективнее, чем надежнее и шире будет та основа, на которую она опирается: конкретные меры в области охраны природы, кото­рые принимаются отдельными го­сударствами самостоятельно или в рамках двустороннего, многосто­роннего и регионального сотруд­ничества как по линии правитель­ственных, так и неправительствен­ных организаций.

Чтобы мероприятия по охране природы приносили пользу всем странам и народам, деятельность отдельных государств нуждается в координации и гармонизации.

Принимая во внимание глобаль­ные масштабы проблемы охраны окружающей среды, следует при­знать, что наиболее эффективной такая координация будет на самом высоком уровне, т. е. в рамках ООН и специализированных меж­дународных организаций. Можно назвать довольно широкий ком­плекс природоохранных задач, которые по своему характеру больше всего соответствуют функциональной структуре ООН и международных организаций.

Первую группу таких проблем составляют обмен информацией, сбор и анализ данных о состоянии природной среды, представление экспертных оценок по запросу правительств заинтересованных государств, разработка и реализа­ция соответствующих междуна­родных программ, координация международной деятельности, совместное планирование и фи­нансирование.

Во вторую группу входят раз­работка и введение соответст­вующих международных стандар­тов качества окружающей среды, а также построение информацион­ной базы, необходимых для та­кой деятельности; установление норм, регулирующих экологи­ческие аспекты хозяйственной деятельности; распределение расходов и прибылей, связанных с осуществлением научно-техни­ческих программ в области охра­ны окружающей среды.

Третью группу составляют ме­ры, обеспечивающие соблюдение установленных международных экологических стандартов и норм, а также урегулирование конфлик­тов, в том числе наблюдение за исполнением установленных меж­дународных норм с помощью технических средств, введение более адекватных стандартов ка­чества окружающей среды и обес­печение их соблюдения, созда­ние международных органов для рассмотрения и урегулирования конфликтов, разработка системы апелляций и оспаривания установ­ленных экологических норм.

Следует особо выделить воз­растающую роль правовых меха­низмов в деле сохранения и улуч­шения качества природной среды. Многие государства уже создали систему законодательных доку­ментов по охране природы, кото­рая в сочетании со специализи­рованными организациями, при­родоохранными ведомствами (министерства, агентства, госу­дарственные комитеты) призвана обеспечить на регулярной основе реализацию общегосударственной системы мер по охране природы. Все больше сфер хозяйственной деятельности становится объек­том государственного контроля и регулирования в плане воздей­ствия на природу. Естественно, развитие правовых норм взаимо­действия общества и природы идет в пределах национального суверенитета государства, являет­ся его неотъемлемой неприкосно­венной юрисдикцией. Однако в плане сохранения природы круп­ных регионов, где расположено немало государств, или в отноше­нии районов, являющихся общим достоянием человечества (Миро­вой океан, Арктика, Антарктика), международно-правовое регули­рование служит весьма эффектив­ным инструментом. Именно по­этому особо важно, чтобы разра­батываемые международно-пра­вовые нормы базировались на самом передовом опыте, уже на­копленном государствами, и вклю­чали бы не только стандарты ка­чества, процедуры повседневного контроля за теми или иными вида­ми хозяйственной деятельности, но также и весьма актуальные вопросы учета различных пред­ложений по охране природы в перспективном социально-эконо­мическом планировании, обяза­тельные экологические экспертизы разрабатываемых хозяйственных проектов и т. д.

Дальнейшее развитие мероприятий по охране окружающей среды в масштабах планеты будет, естественно, зависеть от того, насколько успешно они будут решаться на глобальном уров­не — в рамках ООН и междуна­родных организаций.

Можно надеяться, что Органи­зация Объединенных Наций смо­жет внести значительный вклад в успешную реализацию мероприя­тий по охране окружающей среды в масштабах планеты, однако не следует забывать, что ее главной функцией является прежде всего решение политических проблем современности, важнейшей среди которых остается сохранение и укрепление мира на планете. Именно поэтому Советский Союз и другие социалистические стра­ны, многие развивающиеся и капи­талистические государства стре­мятся выделить в своей деятель­ности главные краеугольные проб­лемы и приложить максимум усилий для их скорейшего реше­ния. А основной из них в начале 80-х гг. остается разрядка между­народной напряженности. От того, насколько успешно пойдет пре­вращение разрядки в необрати­мый политический процесс, рас­пространяющийся на весь мир, зависит и решение многих других проблем, в том числе проблемы охраны природы.

Народы мира кровно заинтере­сованы в сохранении ресурсов нашего общего дома — планеты Земля. Это требует активного многостороннего международно­го сотрудничества в деле рацио­нального использования природ­ных ресурсов. Органической частью Всемирной стратегии охра­ны природы должна стать настой­чивая и последовательная борьба за переключение средств, поглощаемых гонкой вооружений, на самые срочные меры по сохра­нению и улучшению экологиче­ского баланса, совершенствованию условий жизни и труда всех наро­дов. Последовательный курс Со­ветского Союза на сотрудничест­во в благородном деле охраны окружающей среды подтвердил XXVI съезд КПСС. Принятые на съезде «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 го­ды и на период до 1990 года» со­держат важный пункт — ак­тивно участвовать в решении международных проблем в об­ласти сырья, топлива и энергетики, продовольствия, охраны окру­жающей среды, мирного освое­ния космоса, использования ре­сурсов Мирового океана и в со­вершенствовании на справедливой и равноправной основе между­народных экономических отно­шений.

Объективная уверенность в ус­пехе благородной миссии сохра­нения природы во многом опре­деляется ростом авторитета идей социализма и коммунизма в мире, постоянным укреплением позиций социализма, который вносит боль­шой позитивный вклад в дело успешного решения задачи по сохранению природной среды.