2 года назад
Нету коментариев

Задача курсов зоологии и ботаники на биологических факультетах университетов не ограничивается знакомством с современным миром животных, растений, грибов и микроорганизмов. Для понимания современного состояния необходимо познакомиться с историей проис­хождения и эволюцией этих царств органического мира.

Достижения биологии в последние десятилетия позволяют по-ново­му посмотреть на пути эволюции органического мира. Развитие срав­нительных и эволюционных разделов таких базовых биологических наук, как морфология, эмбриология, физиология, биохимия, молеку­лярная биология, биофизика, экология и этология, позволяют в ряде случаев детальнее рассмотреть и полнее оценить значение не только эволюционных морфологических преобразований, но и их биохимичес­кой основы и функций, а также поведения и внутривидовой (популя­ционной) организации. Так может быть создано более полное и объек­тивное представление о путях и механизмах эволюции, о причинах побед и поражений различных ветвей животных в борьбе за существо­вание.

При написании учебника мы опирались на свой многолетний опыт чтения этого курса. Полностью сохраняя систематическую и морфоло­гическую основу курса, мы старались по возможности реализовать и выше высказанные соображения. Полагаем, что это облегчит кон­кретное и предметное понимание методологии биологии, поможет формированию материалистического мировоззрения студентов.

По сравнению с ныне существующими учебниками по зоологии позвоночных нами принят иной порядок изложения материала. Описа­ние каждого класса начинается с выяснения условий и путей его воз­никновения (происхождения), затем излагается система класса и потом последовательно характеризуются особенности строения (морфологии) отдельных систем органов; при этом мы старались выявить, насколько это было возможно, функциональное значение морфологических осо­бенностей и их связь с экологической спецификой данного класса. Далее сжато излагаются особенности поведения, роль в биоценозах и экономическое значение. Нам кажется, что такой подход позволяет дать более обобщенную характеристику каждого класса.

Учебник издается двумя частями. Первая часть содержит описание низших хордовых (бесчерепные, оболочники), бесчелюстных, рыб и земноводных, вторая — пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

При подготовке учебника авторы, обсуждая методические во­просы, постоянно пользовались советами товарищей по кафедре зоологии позвоночных Московского государственного университета. Осо­бенно благодарны мы акад. В. Е. Соколову, проф. И. А Шилову, Н. Н. Гуртовому, Ф. Я. Дзержинскому, Б. Д. Васильеву, В С Лобачеву, Г. Н. Симкину. Улучшению рукописи помогли критические за­мечания и советы рецензентов — коллективов кафедр зоологии позво­ночных Ленинградского и Горьковского университетов. Авторы искрен­не благодарны за эту дружескую помощь. Мы глубоко признательны И. Н. Ивашкиной, Т. А. Риго и Л. Д. Андриановой за большую помощь в подготовке рукописи.

Оригинальные рисунки животных выполнены художниками-зо­ологами В. М. Смириным и Ю. М. Смириным.

Н. Наумов, Н. Карташев