3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Оставленные на всех этапах изготовления статуи в царстве спящих чудищ не дают пищи для экстравагантных предположений по поводу того, кто здесь рабо­тал. Люди, конечно. Не совсем ясно только, кто именно: ханау еепе или ханау момоко. Потомки первых уверяют, что они. Впол­не возможно, хотя каждый при же­лании может постичь азы этого искусства, дело нехитрое. 25 чело­век, побольше рубил, немного везения, год времени и бездна терпения — вот и все, что надо для изготовления моаи высотой в трехэтажный дом. Находят под­ходящий участок скалы и сотней миллионов ударов убирают все лишнее. Никаких необъяснимых загадок. А начинаются такие за­гадки сразу же после оконча­ния каменотесных работ.

Как спустить многотонный мо­нолит с высокой неприступной скалы до ее подножия? Как пере­тащить его на другой конец ост­рова? Как поднять на пьедестал? Как, наконец, установить на голо­ву стоящего моаи пукао — глад­кий камушек объемом в несколь­ко кубометров?

На сегодняшний день перебра­ли, кажется, все без исключения возможные и все невозможные версии. Здесь — все, от скован­ных мерками повседневности и практицизма всевозможных транс­портных приспособлений до еди­нодушно отвергаемой фольклор­ной версии о том, что истуканы якобы шли сами при помощи некоей сверхъестественной силы (в Океании ее называют «мана») и воспринимающегося в наш про­свещенный век гораздо менее юмористически предположения о том, что здесь не обошлось без космических пришельцев. Не бу­дем рубить сплеча и присмотрим­ся повнимательнее к объясне­ниям как вполне возможным, так и совершенно невероятным.

Самые крупные из перемещав­шихся моаи, как известно, дости­гают высоты 10—12 метров, но ис­следователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по по­воду их веса. Для одной и той же статуи называют величины 10, 20, 50 и даже 80 с лишним тонн. Эти вызывающие невольную дрожь цифры получают, как пра­вило, из предположения, что все статуи, в том числе и самые круп­ные, высечены из базальта плот­ностью 3,0 / 3,2 т/м3. Однако из­вестно, что материал большинст­ва статуй — плотные туфы и туффиты плотностью 1,4 / 1,7 т/м3, которые только по химическому составу и по ударной твердости сходны с базальтами, поэтому справедливее будет считать плот­ность материала большинства ста­туй равной 1,5 т/м3.

Оценка размеров и объемов конкретных моаи по снимкам, позволяющим определить масш­таб изображения, показывает, что «коэффициент общей полно­ты», т. е. отношение объема тела сложной формы к произведению его трех основных габаритных размеров, равен 0,52 — 0,79, а вы­сота центра массы составляет 39 / 46% высоты статуи. Например, объем самого большого из стоя­щих на аху изваяний равен при­близительно 24 кубометрам (мас­са 36 тонн), № 295 — 26 кубо­метрам (39 тонн), установленного в ходе описанного Т. Хейердалом эксперимента — 14 кубометрам (21 тонна). Любопытная законо­мерность: предел, к которому математически стремятся и кото­рый не превышает веса изваяний, равняется примерно 40 тоннам. Самые рослые из стоявших моаи не тяжелее самых крупных из коренастых крепышей, увеличение роста достигалось только за счет «похудания» верхней части торса. Создается впечатление, что древ­ние по каким-то причинам избе­гали транспортировать мегалиты тяжелее четырех десятков тонн. Может, это было связано с особен­ностями деления населения остро­ва на отдельные роды, может, су­ществовали какие-то совершенно иные причины, но что бы там ни было, в описании острова упо­минается только один больший экземпляр — это действительно уникальный по размерам, еще не отделенный от массива лежащий моаи. Его длина 21,8, длина ту­ловища 13 метров, ширина голо­вы 3 метра, объем по самым за­ниженным нашим оценкам 205 / 225 кубометров, а масса — как минимум 300 / 340 тонн. Этого исполина никогда не сдвигали с места, и неизвестно, собирались ли это делать. Поэтому будем в дальнейшем считать, что ваятелям предстояло извлечь 40-тонный ме­галит из тесной ниши, которая находится в 60 метрах над подно­жием почти отвесной скалы, а за­тем перенести его на трехмет­ровый постамент на противопо­ложном конце острова.

«Да, не просто даже без груза влезть по канату на макушку стоя­щего исполина. Но еще труднее по­нять, как могли втащить наверх и водрузить на голову огромную «шля­пу», если учесть, она тоже каменная и при объеме до 6 кубометров весит столько же, сколько два взрослых слона. Как поднять двух слонов на высоту 4-этажного дома, если нет подъ­емного крана или хотя бы сподруч­ного бугра поблизости?.. Удивительнее всего то, что колоссы переносились по острову не в виде бесформенных глыб, не боявшихся толчков, а как за­конченные человеческие фигуры, тща­тельно обработанные и отшлифованные до блеска — от мочек ушей до лунок ногтей» (Т. Хейердал).

«Однако возможен и другой подход к этой проблеме: может быть, статуи никто не тащил из кратера Рано-Рараку через весь остров? Изваяния для аху высекались поблизости в под­ходящей породе?» (Ф. П. Кренделев).

Древний способ, который был экспериментально проверен Туром Хейердалом при подъеме и установке на аху одного из моаи в Анкене: край статуи приподнимается рычагом или при помощи раскачивания, и ее новое положение фиксируется камнями и щебнем, которые подкладывают в образовавшееся свободное пространство. Операцию повторяют до тех пор, пока растущая опорная насыпь не поднимет статую на нужную высоту и в нужное положение в пространстве

Древний способ, который был экспериментально проверен Туром Хейердалом при подъеме и установке на аху одного из моаи в Анкене: край статуи приподнимается рычагом или при помощи раскачивания, и ее новое положение фиксируется камнями и щебнем, которые подкладывают в образовавшееся свободное пространство. Операцию повторяют до тех пор, пока растущая опорная насыпь не поднимет статую на нужную высоту и в нужное положение в пространстве

В единичных случаях так и было. Но возле каждой из двух сотен аху нет индивидуальной камено­ломни с серо-желтым туфом. Этот материал, из которого сдела­ны практически все изваяния на побережье, есть только на Рано-Рараку и еще в двух-трех местах. А если вспомнить про статуи, ко­торые высекали в тесных «гро­тах» отвесной скалы, то трудно будет согласиться с предположе­нием о том, что статуи никуда не передвигались и должны были быть воздвигнуты на том месте, где родились.

С. Энглерт, опираясь на смут­ные обрывки преданий, которые сообщили ему старики, предпола­гает, что статуи везли на санях в виде скамейки без ножек. Для уменьшения трения под статую бросали вареный ямс и плоды в качестве смазки — в этом старики были совершенно уверены.

«Некоторые авторы, например, ут­верждают, что при перетаскивании разбрасывали по дороге батат и ямс! Попробуйте-ка представить себе это невероятное пюре протяженностью в несколько километров!.. Другие го­ворят, что под статуи подкладывали деревянные катки.

Третьи говорили о салазках.

Да, конечно, веревку в то время знали, и нам известна ее структура. Она была достаточно прочной, ну, а во всем остальном — это просто неве­роятное предположение… Совершен­но естественно, что логика ищет дока­зательств, но самое удивительное — это категорический ответ рапануйцев: статуи передвигались с помощью маны. Странно, но ответ всегда один и тот же… А что, если в определен­ную эпоху люди умели использовать электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безум­но, но все-таки менее глупо, чем ис­тория с давленным бататом… Парапси­хология будет, вероятно, поколеб­лена на этом острове с таким таин­ственным магнетизмом… Мне прихо­дит в голову и другое утверждение одного из островитян. Он говорил, что «статуи двигались стоя, делая полуобороты на своем круглом осно­вании». Как будто здесь применяли какой-то электромагнитный механизм с ограниченным полем» (Ф. Мазьер).

Что и говорить, загадка огром­ных статуй острова Пасхи не зря стоит в одном ряду с загадкой «снежного человека», с НЛО, с лохнесским чудовищем и тайнами Бермудского треугольника.

Существует и гипотеза скан­дально известного Э. Дэникена о том, что статуи острова являются неоспоримым доказательством пребывания в далеком прошлом на нашей Земле представителей инопланетной цивилизации.

Общий недостаток большинст­ва предположений в том, что они либо неработоспособны (законы механики попросту не позволяют осуществить необходимое пере­мещение), либо мало приемлемы (требуют поистине чудовищных для немногочисленного населе­ния острова затрат явно нелепого труда), либо заведомо не обеспе­чивают сохранности статуй.

По просьбе Т. Хейердала 1 2 по­томков «длинноухих» за 18 дней подняли на 3 метра вверх и уста­новили в первоначальное поло­жение на аху лежавший ничком на пляже в Анакене моаи весом около 21 тонны. Но этот способ, о котором островитяне рассказы­вали еще Дж. Куку, объясняет только часть проблемы передви­жения родившегося моаи с обры­ва Рано-Рараку до аху на берегу — подъем лежащего изваяния и ус­тановка его на аху, а также раз­личные кантовочные операции. Что же касается движения моаи по равнине и установки на него пукао, то здесь с грустью и сожа­лением приходится констатиро­вать, что вопрос до сих пор ос­тается открытым. Даже с по­мощью сегодняшних машин очень непросто сделать то, что острови­тяне ухитрились осуществить, ис­пользуя минимальные техниче­ские средства. Но ведь имел место еще и головокружительный спуск со скал!

Не могут не существовать какие-то предельно простые, естествен­ные и ныне забытые способы об­ращения с мегалитами? Иначе дей­ствительно придется предполо­жить, что наша маленькая, затерянная в безбрежии пространств Земля еще в III тысячелетии до н. э. подвергалась прямо-таки нашествию пришельцев из кос­моса. Это они, помимо прочего, построили египетские пирамиды, Стоунхендж, фортификационные сооружения инков, Баальбекскую террасу и шесть веков подряд таскали с места на место исту­канов острова Пасхи.