Пукао
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Остается увенчать изваяние пукао. Эта идея возникла довольно поздно, ко времени начала периода смут и междоусобиц успели поднять на головы моаи только около 60 этих чудодейственных «причесок» из пористого красноватого камня. Объем этих глыб 3—6 кубометров. Плотность породы в этом случае преувеличивают раза в полтора — туф вулкана Пуна-Пау, в сущности, пемза. Этот пористый материал, который режется обыкновенной пилой и сминается при ударе молотком, в хорошо просушенном виде способен даже плавать в воде. Но не будем мелочиться и примем вес самого большого из когда-либо поднятых пукао равным 10 тоннам. Это пукао диаметром 1,8 и высотой 2,4 метра украшало когда-то 9,8-метровое изваяние, т. е. оно было поднято на высоте 13—14 метров от уровня земли. И сделано это было вручную.
Обычно предполагают, что пукао втаскивали или вкатывали наверх по наклонной насыпи из камня. Вес предельно маленькой насыпи такого типа в нашем случае составит 10—11 тысяч тонн. Для сравнения: вес всех перемещенных моаи за всю историю их ваяния и воздвижения не превышает 4—5 тысяч тонн. Сколько же сил и времени понадобится сначала для воздвижения, а затем для демонтажа такого монументального сооружения? Для втаскивания 10-тонного пукао по наклонной насыпи потребуется не менее 300 человек — больше, чем для перемещения 40-тонного моаи по равнине. Где разместить эту армию на узком гребне насыпи? Более разумно использовать опорную насыпь. В этом случае количество участников операции резко сокращается, но зато неимоверно возрастает время подъема. Вес насыпи будет практически тем же, около 6—7 тысяч тонн. И это все только лишь для одной из шести десятков «корон». Несоответствие поставленной цели усилиям, затрачиваемым для ее решения, создает впечатление, что древние пасхальцы нашли какой-то более совершенный способ, который позволял им выполнять эту операцию.

Способы подъема пукао на статую…
К моменту решения последней задачи у островитян был уже накоплен большой опыт обращения с мегалитами. Принцип шагового перемещения, применяемый на спуске,— поочередное подтравливание управляющих канатов — можно реализовать и при подъеме груза, только применить его надо как бы наоборот.
Пукао опирается на привязанные к нему два близкорасположенных друг от друга каната, спущенных с затылка статуи. Разворачивая шапку то в одну, то в другую сторону и убирая образующуюся слабину то левого, то правого опорных канатов, можно будет поднять пукао на требуемую высоту. Опорные канаты после выбора слабины фиксируют путем обматывания их вокруг самого моаи. Все прочее — дело техники. Переворот пукао через затылок изваяния не требует особых усилий; необходимо только в один из его моментов, когда вертикаль из центра массы пукао будет уже между затылком и лбом истукана, сбросить в стороны оба опорных каната. Остается залезть на моаи по любой из свисающих сверху веревок и срезать всю ненужную уже «упряжь». Работа закончена.
Для шага наверх 10-тонного пукао при расстоянии между опорными канатами в полметра потребуется 35—40 человек. Всего же на этой операции будут задействовано 55—60 участников, а выполнена она будет для любой статуи всего лишь за один световой день.
Таким образом, даже в конце Среднего периода, когда на острове практически не осталось сколь-нибудь крупных деревьев, ваятели могли без особого труда перемещать на любые расстояния по любым маршрутам и воздвигать на пьедесталы изваяния практически любых размеров. Древние островитяне, сообразуясь с природными и топографическими условиями острова Пасхи и опираясь на технические традиции своих предков, сумели изобрести удивительно простые и потому поразительно эффективные приемы работы, требовавшие наличия одних только веревок. На всех этапах пути статуи от места рождения до аху — при спуске, при установке в вертикальное положение, при шествии к побережью, при подъеме статуи на пьедестал — они заставляли работать на себя силу тяжести. Даже при подъеме пукао использовалась все та же сила тяжести, только на этот раз не веса статуи, а веса самих рабочих.