Шлях по рівнині
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.
Для горизонтального перемещения какого-либо груза необходимо уменьшить то сопротивление, которое оказывает на него дорога, а затем приложить силу тяги, направленную в сторону движения. У островитян не было техники вообще; они жили на заброшенном каменистом клочке суши, где не было животных крупнее курицы и крысы, и поэтому единственным источником энергии были их собственные мышцы. В таких условиях все возможные способы перемещения груза можно свести всего лишь к трем принципам, к трем типам опор: это опоры скольжения, опоры качения и неустойчивые опоры.
Усилия для перемещения груза на опорах скольжения (на салазках, на полозьях, наконец, просто на голой каменной спине) по гладкой дороге однозначно определяется коэффициентом трения скольжения материала опор о материал поверхности. Для дерева либо камня, скользящего по гладкому камню, этот коэффициент равен 0,38, т. е. необходимая сила тяги должна составлять как минимум 38% веса моаи. Для реального, далеко не гладкого камня дороги, по которой статуи двигались от каменоломни к побережью, сила тяги должна быть уже порядка 40—80% веса. Любые сколь-нибудь существенные неровности на теле скользящей статуи, малейшие несовершенства формы полозьев, а также неизбежная необходимость двигаться по многочисленным немощеным участкам пути приведут к тому, что груз начнет работать как плуг: сопротивление при этом еще более резко возрастет. А если путь идет в гору под углом хотя бы полтора-два градуса, то необходимая сила тяги уже может превысить собственный вес статуи — легче поднять ее и понести на руках. Трение скольжения можно существенно уменьшить применением достаточно обильной смазки, но даже если подбирать ее с пройденного пути и использовать заново, потери смазки будут все же слишком велики. Крайне сомнительно, чтобы ваятели небольшого каменистого острова с далеко не безграничными пищевыми ресурсами стали бы так обращаться с вареным ямсом и плодами — ведь именно они, если верить легендам, были той смазкой, которую бросали под статуи.

Существующие способы передвижения статуй острова Пасхи по равнине…
Все способы передвижения моаи при помощи опор качения (бревенчатых катков, внешней цилиндрической обшивки и т. п.), так же как и волочение на полозьях, придется исключить. Не так уж много дерева было на острове в разгар периода ваяния статуй, и, главное, аборигены острова не были знакомы с колесом.
При применении принципа неустойчивой опоры груз устанавливается на какие-нибудь вертикальные «ноги» или другое шаткое основание, а затем его тянут в желаемом направлении. Груз валится вперед, совершая таким образом небольшой шаг, затем все повторяется вновь и вновь. Способ довольно хлопотный, зато необходимая величина тяги составляет здесь всего 15—20% веса груза. В качестве приспособления для такого рода шаговой транспортировки вполне подходит миро-манга-эруа, известное в древней Полинезии устройство из древесного ствола с развилкой или аналогичная по принципу действия А-образная опора. Беда в том, что эта техника годится лишь для сравнительно легких и компактных монолитов бетонной отделки (например, для пукао), для передвижения моаи они совершенно не подходят.
Перемещать моаи при помощи передвижных козел впервые предложил В. Меллой. Для обеспечения сохранности статуи ее предполагалось обвязывать матами из тростника тоторо. Совершенно очевидно, что эти маты после нескольких первых прыжков превратятся в лохмотья, а через сотню следующих шагов живот статуи будет безнадежно испорчен. В несколько лучшем положении способ, в котором применены две опоры, но и он не гарантирует сохранности статуи: при переходе через положение неустойчивого равновесия изваяние со всего маха ударится о дорогу. Этого можно избежать, если привлечь еще одну группу людей, которая будет сдерживать падающего истукана. Но тогда в операции будет занято столько же участников, сколько и при примитивном волочении.
Не вяжется что-то во всех этих современных попытках понять то, что происходило когда-то на острове. Может, моаи действительно шли? Что, если поставить изваяние в вертикальное, в естественное для него положение? Французский исследователь Ж.П. Симере и чехословацкий инженер П. Павел в своих рассуждениях исходили именно из этого и далеко продвинулись вперед в поиске разгадки: стоящее на своей собственной опорной плоскости изваяние становится само по себе и опорным устройством, и прочным рычагом. Понятно, что оно сможет перемещаться только небольшими шажками, но для этого не понадобится ни грамма дерева — только несколько десятков метров каната.
Ж.П. Симере предложил накренить моаи на бок до положения неустойчивого равновесия и развернуть его вокруг собственной оси. Последовательно повторяя эту операцию каждый раз с противоположной стороны, можно добиться желаемого перемещения вперед небольшими шажками.
П. Павел в своей версии исходил из того, что основание моаи представляет собой полусферическую поверхность, усеченную горизонтальной плоскостью. В строго вертикальном положении моаи устойчиво стоит на плоской части основания, но после накренения он становится стоящим как бы на шаре и его легко можно повернуть на небольшой угол. Все это блестяще подтвердилось во время эксперимента, проведенного в 1982 году в городе Страконице: всего 17 человек сумели привести в движение 12-тонную бетонную модель моаи высотой 4,5 метра. К сожалению, основания всех настоящих моаи делались совершенно плоскими. Выпуклые основания были только у нескольких небольших моаи Раннего периода, в том числе у упоминавшейся статуи из Оронго.
Как уже было отмечено, в начале 1986 года состоялась полуторамесячная экспедиция на Рапа-Нуи, организованная Т. Хейердалом. Был проведен археологический эксперимент по перемещению моаи в вертикальном положении. Вертикально стоящую статую при помощи привязанного к ее голове каната наклоняли набок, затем рабочие при помощи другого каната, привязанного прямо под приподнявшейся стороной основания, разворачивали изваяние на небольшой угол. После тренировочного опыта с 2,75-метровой статуей, основание которой исправили бетонной заливкой, был проведен основной эксперимент. В качестве кандидата на «оживление» выбрали одиноко стоящую статую неподалеку от Рано-Рараку ростом 4 метра. Исходя из этого было решено, что ее масса составляет 10 тонн. Трассу движения наметили так, чтобы она проходила по каменным остаткам древней хижины, по камням, по дерну. Киногруппа попросила передвинуть изваяние хотя бы метров на шесть на эффектном фоне, которым служила древняя гора-каменоломня. Деревьев здесь не было, как при проведении первого опыта, поэтому пришлось вкопать четыре кола для фиксации канатов, которыми наклоняли и страховали моаи. Все оказалось очень просто. Канаты натянулись, статуя дрогнула и повернулась. Ее нижняя часть вылезла из земли: основание было ужасно. Трудно было подобрать хоть какое-то геометрическое определение для этих изъеденных временем бугров и язв в вулканическом туфе. Двенадцать человек раскачивали десятитонное изваяние, слегка поворачивая его из стороны в сторону. И четырехметровый великан зашагал. Он преодолел все намеченные 6 метров, оставляя за собой вырванный дерн, разбитые камни и глубокие борозды.
Страконицкая модель с округлой опорной поверхностью делала шажки сантиметров по пять, у настоящего же моаи шаг был намного больше, до метра.
Отметим сразу, что тщательная оценка объявленных весов настоящих моаи, передвинутых во время эксперимента, показывает, что они завышены примерно на треть. Вес 4-метрового рано-раракского великана составляет едва ли 7 тонн. Для его накренения необходимо 35, а для разворота — 10 или 15 человек. Таким образом, объявленная как результат эксперимента дюжина рабочих (суммарное усилие 600 кг) только поворачивала изваяние, все прочие были заменены вкопанными в землю кольями.
Мнение о том, что если пришел в движение один из самых маленьких моаи с сильно разрушенным, «шипастым» основанием, то и любой другой точно так же зашагает, неправомерно. Большинство моаи в 1,5—2,5 раза выше и в 5—6 раз тяжелее; количественные изменения здесь неумолимо переходят в изменения качественные. Расчеты показывают, что сопротивление повороту для самых крупных, глубоко зарывающихся в грунт изваяний будет в 8 раз больше, т. е. понадобится уже 96 человек для совершения шага, плюс хотя бы 480 человек для накренения и страховки этой непредсказуемо и крайне рискованно рыскающей святыни — не вкапывать же, в самом деле, вдоль всего пути колья для растяжек.
Но удручающе медленное вспахивание грунта при помощи готового каждую секунду кувырнуться гиганта — это всего лишь цветочки. Ягодки начинаются на твердой дороге: здесь уже не пахать придется, а фрезеровать неровные поверхности лавовых полей. Придавленная десятками тонн собственного веса, статуя намертво заклинивается: для совершения ею хотя бы одного из многих тысяч предстоящих шагов не хватит всего населения острова.
Поставленное на ребро изваяние погружается в грунт, упрощенно говоря, до тех пор, пока площадь ватерлинии не станет достаточной для компенсации его веса. При развороте вся погруженная часть будет действовать как лемех плуга. Парадоксально, но факт: моаи с сильно выветрившимся, «шипастым» основанием разворачивать легче (сопротивление развороту меньше, т. к. меньше площадь лемеха). Парадокс справедлив и для моаи, которого заставляют шагать по неровностям каменного пути: изваяние, оказавшееся стоящим на одном из выступов основания, разворачивается как на упорном подшипнике.
Не очень понятна логика П. Павела, когда он говорит, почему у его модели такое необычное основание: «…раз статуи передвигали стоя, основания должны были стачиваться». Иными словами, для того, чтобы основание стерлось о дорогу, надо сделать хотя бы несколько сотен шагов, а для совершения хотя бы одного шага необходимо, чтобы основание было уже истерто. Выход для страконицкого моаи был найден очень простой: его основание искусственно округлили — это предельно облегчает не только накренение моаи, но и совершение шага («лемех» отсутствует). Но древние этого спасительного округления почему-то не делали: основания изготовленных, но еще не перемещавшихся моаи всегда были плоскими. Однако даже эта вроде бы невинная некорректность постановки эксперимента в Страконицах не смогла компенсировать принципиальные недостатки гипотезы П. Павела, которая явно не в состоянии объяснить секрет древних: скорость порядка нескольких метров в час говорит сама за себя.
Не все ладно и с легендами. В подтверждение правильности и окончательной доказанности страконицкой гипотезы почему-то приводят лишь часть фольклорных сведений, а эксперимент стыкуется с ними лишь в том, что статуя стоит вертикально и шагает вразвалку. Однако она не идет сама, ее приходится буксировать, и ничего непонятного и сверхъестественного в ее движении нет, а смазка из ямса становится абсолютно бесполезной; она бы просто сметалась с пути кромкой основания.
Выше упоминались три основных решения задачи перемещения моаи: три типа опор для лежащего изваяния. Способ П. Павела — это уже четвертое решение: применение на качественно новом уровне (т. е. уже не для лежащего, а стоящего моаи) опоры скольжения. Версия Ж.П. Симере, отличающаяся от способа П. Павела только в том, что моаи накреняется почти до потери устойчивости (только тогда его можно перекатить вперед на округленном основании, как бочку) — это пятое решение: здесь округление основания служит как бы встроенным колесом. Дальше исследователям продвинуться не удалось: помешали здравый смысл и опасения за устойчивость моаи.