7 років тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Выше мы определили современную физическую географию как учение о геосистемах. При этом встает вопрос о соотношении ее с другими географическими отраслями знаний, в первую очередь с теми, которые традиционно включались в состав физической географии в прежнем понимании как ее разделы. Большинство их обособилось как самостоятельные науки, входящие в цикл наук о Земле. В компетенции географии остаются дисциплины, касающиеся географических знаний о конкретных территориях, главным образом отдельных странах или крупных регионах, включающих ряд стран (например, физическая география СССР, физическая география Ближнего Востока и др.). Они являются продуктом самостоятельного географического синтеза и составляют особую ветвь географии — страноведение, в компетенцию которого входят и региональные социально-экономические вопросы.

Нам страноведение представляется единым комплексным направлением, в разработке которого должны принимать участие географы: природоведы, социологи и экономисты. Материалом для страноведения служат данные отраслевых географических дисциплин (природоведческого, социального и экономического циклов). Если учение о геосистемах заимствует у этих дисциплин только отдельные положения, необходимые для анализа взаимоотношений между компонентами ландшафта, то страноведение использует и многое, касающееся различных аспектов природы, географии населения и хозяйства, изучением которых занимаются соответствующие отраслевые дисциплины. В некоторых отношениях страноведение представляет суперсинтез дисциплин, изучающих регион в разных планах, в том числе и по программе региональной экономики. Связь страноведения с учением о геосистемах определяется тем, что в зависимости от подробности страноведческого описания в нем дается информация о главнейших геосистемах региона, а также о территориально-производственных системах. В статье “Системная парадигма в географии” мы даем схему взаимосвязи страноведения с учением о геосистемах и другими географическими дисциплинами [Сочава, 1973, с. 399], в том числе учением о территориально-производственных системах (экономической географии) и территориальных системах населения.

В системе географических наук страноведение занимает обособленное положение. Оно в принципе едино (природа, хозяйство, население), хотя, при нынешнем состоянии науки должно разрабатываться коллективом географов с различной дополнительной специализацией. В настоящее время это неизбежно и для других географических проблем, даже тех, которые по содержанию относятся только к физической или только к экономической географии. Все зависит от уровня страноведческого описания. На высоком уровне — это обязательно коллективный труд. Если работа имеет общепознавательное или справочное назначение, она может быть поручена одному географу. Во времена П. Видаль де ла Блаша (1845-1919) французские географы с успехом (для той эпохи) справлялись с этой задачей. В настоящее время назрела необходимость разработки принципов и методов страноведения с учетом требований преподавания в высших учебных заведениях, систематизации статистических данных и других культурных и экономических целей. Проблемные и методические вопросы страноведения должны найти место и в программе географических факультетов университетов.

Как мы упоминали, сведения о геосистемах и территориально-производственных системах должны заключаться в страноведческих описаниях. Вопрос может быть поставлен шире — системный принцип анализа и изложения должен быть доминирующим приемом страноведов. На этом принципе должен быть основан подбор информации, заимствованной из отраслевых географических и других дисциплин.

Концепция геосистем позволит в страноведческом труде дать лаконичное и вместе с тем точное определение взаимоотношения человека с природой, предупредить о возможных кризисах и наметить пути сотворчества. Двухрядная классификация подразделений природной среды — также действенное орудие их познания в страноведческом аспекте.

В учебных планах географических факультетов из числа основных специальных дисциплин прежде всего должно быть названо учение о геосистемах. Курс этот в настоящее время целесообразно называть “Общей физической географией”. Прежнее содержание этого курса (общего землеведения) изжило себя. Большим шагом вперед являются курсы лекций СВ. Калесника [1970] и А.М. Рябчикова [1972]. Разумеется, они еще не отвечают требованиям, которые мы вправе предъявлять к учению о геосистемах. Программу этого курса надлежит разрабатывать специально; некоторую помощь при ее составлении может оказать настоящая публикация. Объем курса и его программа должны варьировать в зависимости от того, какие отраслевые географические дисциплины преподаются на факультетах. Не следует допускать вторжения в область частных дисциплин — океанологии, геоморфологии, климатологии и др. Материал должен подаваться так, чтобы студенту было ясно его самодовлеющее и конструктивное значение.

Учение о геосистемах практически можно разделить на два курса: 1) общие вопросы, планетарные и региональные закономерности; 2) геотопология, изучение внутриландшафтных структур. Со вторым курсом тесно связана постановка преподавания методики полевых географических исследований (лекции, зимние и летние практические занятия). Преподавания географии в высшей школе мы касаемся только в рамках этой публикации, посвященной учению о геосистемах. По существу, данный вопрос может быть поставлен шире, в первую очередь в отношении страноведческих курсов, специальных курсов, касающихся географических основ охраны среды обитания и других проблем. У нас нередко приходится сталкиваться с недостаточной озабоченностью о соответствии преподавания географии в высшей школе современным нуждам.