4 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Биологическая природа человека, его про­исхождение и место в таксономической и геобиологической системах органичес­кого мира, факторы эволюции человека, особенности строения, функций и инди­видуального развития человеческого ор­ганизма, генетика человека, проблемы патологии и другие медицинские аспекты изучения человека, расовое и антрополо­гическое разнообразие людей — таков неполный пере­чень проблем естественнонаучного изучения человека.

Познание природы человека включает также широ­кий круг направлений в области исследования его соци­альной и духовной жизни, развития его интеллектуаль­ной и предметной деятельности. Таким образом, чело­век — объект исследования широкого круга биологиче­ских, медицинских, общественных и гуманитарных дис­циплин, формирующих комплексную науку о челове­ке — гуманистку.

Изучение человека методами разных наук в целях комплексного его познания в последнее время привлека­ет особое внимание ученых. Показательны в этом отно­шении встречи и научные конференции философов, био­логов, обществоведов, ученых других специальностей, посвященные проблеме изучения человека. Многие счи­тают, что настало время объединить усилия разных на­ук по изучению человека в рамках единой комплексной программы, чему служит организация в СССР специаль­ного Института человека.

В комплекс наук, изучающих данную проблему, вхо­дит и теоретическая биология, одна из важных задач ко­торой — установление основных законов, касающихся эволюции человека, его биологической природы и плане­тарной роли. В настоящее время в рамках теоретичес­кой биологии можно выделить два крупнейших обобще­ния в этой области. Закон ведущей роли труда в станов­лении и развитии человека, или второй закон Энгельса, и закон биосферной роли разума, или второй закон Вер­надского.

Человек — часть и продукт развития не только природы, но и общества, и названные законы одновремен­но принадлежат к биологическому и общественному циклам наук, т. е. их в равной мере можно назвать и биологическими и общественными законами.

ЗАКОН ВЕДУЩЕЙ РОЛИ ТРУДА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ ВТОРОЙ ЗАКОН ЭНГЕЛЬСА

  1. Эволюция обезьяноподобных предков совре­менного человека привела к возникновению видаHomosapiens — человек разумный. Ведущую роль в этом процессе играла трудовая деятельность до­исторических предков человека, предпосылкой ко­торой был переход к прямохождению с освобожде­нием передних конечностей от функции передвиже­ния.
  2. Трудовая деятельность, которая началась с из­готовления орудий труда, привела к эволюционно­му преобразованию руки, возникновению членораз­дельной речи, развитию мозга и высшей нервной деятельности со второй сигнальной системой, дру­гим морфофизиологическим изменениям, характе­ризующим облик и особенности строения современ­ного человека. Все эти изменения происходили в условиях перехода предков человека от биологиче­ских форм совместного существования ксоциаль­ным.
  3. В ходеантропогенезароль естественного от­бора постепенно уменьшалась, а роль труда и его общественного характера, роль сознания и речи возрастала. В итоге биологические закономерности эволюции предков современного человека в кон­це концов были замещены закономерностями со­циальными, а природа человека обогатилась соци­альным содержанием, которое и определяет его об­щественную сущность.
  4. Способность к труду не предопределена ге­нетически, а развивается на базе врожденных осо­бенностей в процессе обучения, выполнения трудо­вых операций, обмена опытом между людьми. Труд — основа существования и развития челове­ческого общества и каждого человека.

В истории науки об антропогенезе формированию представлений о ведущей роли труда в становлении и развитии человека предшествовало обоснование концеп­ции животного происхождения человека. По своей сути эта концепция отвергает религиозную веру в сотворение человека богом и является естественным развитием тео­рии биологической эволюции. Ученые давно установили, что по своему строению, функциям и эмбриональному развитию человеческий организм во многом подобен ор­ганизму млекопитающих животных, особенно высших обезьян. Это дало основание еще Линнею при разработ­ке классификации животных включить в группу прима­тов вместе с обезьянами и полуобезьянами человека.

Сходство человека с животными, особенно с челове­кообразными обезьянами — шимпанзе, гориллой и оран­гутаном, — проявляется в строении скелета, внутрен­них органов, органов чувств. Человек и обезьяны сходны в выражении эмоций — радости, гнева, печали. Для обезьян характерны те же четыре группы крови, что и для человека, имеются общие инфекционные болезни и паразиты, весьма близки морфологические особенности хромосомного аппарата. О животном происхождении че­ловека свидетельствуют также рудиментарные органы, например, червеобразный отросток слепой кишки, а так­же случаи атавизма: чрезмерного развития волосяного покрова, образования хвоста, дополнительных сосков.

Вместе с тем человеческий организм качественно от­личается от организма обезьян, что выражается в про­порциях и особенностях скелета, связанных с прямохождением, в строении рук, стопы, в значительно меньшем развитии волосяного покрова и, наконец, — что особен­но важно — в развитии головного мозга и его полуша­рий, поверхность которых у человека примерно в 3,5 ра­за больше, чем у обезьян.

Жан Батист Ламарк первым выдвинул идею о про­исхождении человека от обезьяноподобных предков. Он указал на значение перехода предков человека от дре­весного образа жизни к прямохождению, изменившему строение их тела. В формировании человека он прида­вал важное значениетакже развитию речи, считая, что ее появлению способствовал стадный образ жизни пред­ков человека.

Дарвин, развивая свое эволюционное учение, пришел к выводу, что человек — продукт и высшее звено эволюционного процесса, В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин обосновал представле­ние о происхождении человека от обезьяноподобных предков, указав при этом на значение социальных фак­торов в антропогенезе. Особое внимание он уделял изу­чению сходства обезьян с человеком в выражении эмо­ций.

Значение социальных факторов антропогенеза глу­боко исследовано Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). В этой работе показано, что трудовая деятельность, нача­лом которой стало изготовление орудий труда, была ве­дущим фактором формирования человека. Именно эта деятельность определила создание человеческого обще­ства, развитие сознания и членораздельной речи. Труд и названные здесь социальные факторы постепенно оттес­нили естественный отбор в человеческих популяциях. Они стали основными движущими силами эволюции че­ловека, определившими характер преобразований чело­веческого организма, включая его психическую деятель­ность со способностью к абстрактному мышлению.

Антропологические и археологические исследования подтвердили взгляды Дарвина о происхождении челове­ка от обезьяноподобных предков и теорию Энгельса о ведущей роли труда в процессе антропогенеза. Были об­наружены костные остатки предков человека — пите­кантропа, синантропа, гейдельбергского человека, неан­дертальца и других, а также первого из современных людей — кроманьонца, изображенного на обороте обложки в момент охоты. Вместе с костями найдены орудия труда, совершенствование которых прослежено на находках, относящихся к разным эпохам.

В широком философском плане ценность теории Эн­гельса состоит не только в выявлении движущих сил предыстории современного человека и человеческого об­щества, но и в том, что в ней утверждается идея взаимо­влияния труда и мышления, единства трудовой и интел­лектуальной деятельности. Эта идея имеет принципиаль­ное значение для осмысления и претворения в жизнь учения Вернадского о биосферной роли разумной дея­тельности человека. Именно это учение составляет осно­ву тех обобщений, которыми мы завершаем изложение законов теоретической биологии.

ЗАКОН БИОСФЕРНОЙ РОЛИ РАЗУМА, ИЛИ ВТОРОЙ ЗАКОН ВЕРНАДСКОГО

  1. В ходе формирования и развития человечес­кого общества и расширения хозяйственной дея­тельности человека закономерно углублялось и уси­ливалось его воздействие на биогеоценозы и био­сферу в целом. Это воздействие проявлялось в окультуривании природных ландшафтов. Расчища­ли леса под пашню, осушали болота, орошали зем­ли. Создавались агробиоценозы, развивались вод­ное, лесное, охотничье и рыбное хозяйства.
  2. С развитием промышленности и интенсифи­кацией сельского хозяйства воздействие человека на биосферу возрастало. Во многих случаях это со­провождалось ухудшением экологической обста­новки в связи с загрязнением природной среды про­мышленными отходами и хищническим использова­нием природных богатств: лесов, рыбных, охот­ничьих, почвенных и водных ресурсов.
  3. Ухудшение экологической обстановки под воздействием неразумной хозяйственной деятельно­сти закономерно приводит к деградации биогеоце­нозов. В результате эрозии почв, загрязнения зе­мель и водоемов снижается биологическая продук­тивность, исчезают редкие биологические виды, и в итоге всего этого нарушается, хрупкая структура биосферы с отрицательными последствиями для че­ловека и природы.
  4. Для сохранения и развития цивилизации не» обходимо воспрепятствовать деградации биосферы, и перевести ее в качественно новое состояние —ноосферу,т. е. сферу разумной деятельности чело­века. Этому будут способствовать меры: а) разум­но организованная система охраны природы и во­зобновления биологических ресурсов; б) рацио­нальное ведение и природоохранное регулирование сельского, водного, лесного, охотничьего и рыбного хозяйств; в) повсеместное применение в промыш­ленности безотходных технологий, основанных на глубокой переработке сырья, утилизации отходов, герметизации производственных емкостей и полной очистке стоков и газопылевых выбросов.
  5. Особенно опасными последствиями для биосферы и существования человечества чревата ми­литаризация экономики и гонка атомных вооруже­ний. Научный анализ показал, что развязывание атомной войны привело бы человеческую цивили­зацию к гибели. Поэтому для человечества нет бо­лее важной задачи, чем предотвращение такой уг­розы.

Вернадский выдвинул идею о неизбежности перехо­да биосферы в качественно новое, высшее состояние — ноосферу, т. е. в буквальном переводе — сферу разума. Под ноосферой он подразумевал биологическую оболоч­ку Земли, закономерно претерпевшую положительные качественные изменения механизмов своего возобновле­ния благодаря разумной деятельности человека. Возник­новение ноосферы не стихийный результат развития про­изводительных сил, ибо такой результат выражается главным образом в деструктивных, отрицательных изме­нениях биосферы. Положительные изменения биосферы выражаются в улучшении экологической обстановки в глобальном масштабе. Они возможны лишь при усло­вии, что экологическим аспектам развития промышлен­ности и народного хозяйства в целом придается приори­тетное значение по сравнению с чисто экономическими сиюминутными выгодами.

Формирование ноосферы — одна из глобальных за­дач человечества на современном этапе его развития. Человек — часть природы, и осознание этой истины по­могает людям глубже понять их роль и ответственность перед грядущими поколениями за уникальные природ­ные богатства, которые даны нам в биосфере и которые мы должны не только сохранить, но и приумножить.

Решению экологических задач, направленных на формирование ноосферы, способствуют законодательные меры по Охране природы и организация контроля за их соблюдением. В этой связи большую роль в нашей стра­не призваны играть Госкомитет по охране природы, эпи­демиологическая служба Министерства здравоохране­ния, другие органы государственной власти, осуществ­ляющие экологический контроль за деятельностью пред­приятий и министерств. Помимо мер экологического за­конодательства и контроля, необходимо повышение эко­логической культуры общества, что требует улучшения экологического образования и воспитания в средней и высшей школе.

Формирование ноосферы — объективный закон раз­вития природы и общества. Однако в его реализации весьма велика роль субъективного фактора. Поэтому высокое чувство ответственности за состояние окружаю­щей нас природы — один из важнейших показателей, характеризующих нравственный и интеллектуальный уровень современного человека.