3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

В X и XI веках церковь при поддержке недоволь­ных светской властью начала борьбу с королем за без­раздельное господство. Духовенство, стремясь подчи­нить «град мирской суеты» «граду божьему», не пренебрегало любыми мирскими средствами. К IX—XI векам духовенство полностью захватило не только по­литическую, но и экономическую власть. Оно стало самой богатой прослойкой общества и буквально уто­пало в роскоши. В этот период в странах Западной Европы господствовали догматизм и мистицизм, жесто­ко преследовалась всякая свободная мысль. Природо­ведение перестало существовать. Все естественное, иду­щее от природы и возвращающееся к ней, было предано анафеме.

Церковь усиленно распространяла легенды, мифы, рассказы о чудесах, религиозные обряды, молитвы о спасении души, призывы поклониться мощам и релик­виям.

В этот период разгула невежества и мистики спаси­телями античной цивилизации явились арабы.

Приобщившись к исламу, арабы под руководством Мохаммеда и его наследников халифов покорили мно­гие страны: Аравию, Египет, Сирию, Иудею, Месопота­мию и Персию, овладели многими провинциями Визан­тии, завоевали часть Индии, Северного побережья Африки, некоторые острова на Средиземном море и Испанию. Власть арабского халифата распространи­лась на огромные территории в VII—VIII веках. Силь­ное экономическое развитие арабов явилось следствием объединения их в одну народность, что произошло в VII веке.

На огромных завоеванных территориях арабы на­чали развивать скотоводство, орошаемое земледелие, различные отрасли ремесленного производства. Широ­кого размаха достигли торговля и экономические свя­зи между странами. Все это настоятельно требовало более высокого уровня знаний и послужило основой развития богатой и разносторонней культуры. Араб­ская культура развивалась в результате взаимодейст­вия разнообразных культур народностей, объединен­ных в арабский халифат, а также культур ряда других стран.

В распространении знаний античной науки в араб­ских и других странах известную роль сыграли монахи-несториане, получившие свое название по имени кон­стантинопольского епископа Нестора (V век). Он и его последователи образовали одну из наиболее просвещен­ных и радикальных сект. Секта эта, признавая Марию матерью Христа, отрицала божественное происхожде­ние последнего. За эту «ересь» несториан стали пресле­довать. Ища убежища, несториане проникли в Персию и другие страны Востока. Известную просветительную роль сыграли ученые-греки, которые также вынужде­ны были искать покровительства у арабов после закры­тия философских школ в Афинах и Александрии.

Несториане и ученые-греки занимались переводом трудов Аристотеля, Теофраста, Галена, Плиния и дру­гих древнегреческих и римских ученых на сирийский язык.

Так арабы приобщились к философии и науке по­гибшего политически, но духовно все еще живого античного мира. Они стали страстными поклонниками и проповедниками науки. Одно из арабских изречений гласит: «Кто едет в путь ради науки, тому бог облег­чит дорогу в рай». А в другом сказано: «Мудрость ми­ра — заблудшая овца, потерянная верующими; возвра­тим ее миру, хотя бы из рук неверных» (то есть язычников и христиан). Арабы в ряде стран создали крупнейшие научные центры. Например, в Испании в X и отчасти в XI веках крупнейшим научным центром стал город Кордова (Кардуя), куда со всех концов Евро­пы стекалась молодежь для обучения. В Кордове X ве­ка в библиотеке халифа Ханаша II находилось около 400 тысяч рукописей, а в высших школах Кордовы, кроме богословия, преподавались философия, естест­венные науки и медицина.

Центром просвещения в Персии был Багдад. Певцы называли его «городом мира». Здесь при дворцах хали­фов и окружающей их знати процветали наука, поэзия и необычайная, даже по восточному масштабу, рос­кошь. В начале XI века открылось в Багдаде нечто вроде университета, где собрались многие ученые и мо­лодежь, жаждущая знаний. Халифом Гарун-аль-Раши­дом и его сыном на огромные средства была сооружена обсерватория, что позволило заниматься астрономией. Сочинения известных философов и ученых античного мира переводились с различных языков на арабский.

Арабские ученые занимались изучением внутрен­него строения животных. Но особую склонность арабы проявляли к медицине. В эпоху средневековья особен­но страдала медицина. По религиозным догмам тело человека считалось «греховной земной оболочкой ду­ши», поэтому его категорически запрещалось изучать и тем более вскрывать. Заболевания рассматривались как наказания, ниспосланные богом, и бороться с ни­ми считалось грехом.

В развитии арабской медицины большую роль сы­грали сочинения Гиппократа, Аристотеля, римского врача Галена и других, переведенные на арабский язык.

В середине IX века впервые появляются оригиналь­ные книги по фармакологии на арабском языке. «Боль­шая книга медицины» Сабур-ибн-Зана являлась основным руководством на протяжении трех веков в больницах и аптеках Багдада и Персии. Сочинение Хами в XIII веке содержало описание более чем 1 400 лекарств. Радес, живший с 860 по 932 год, был автором более чем 200 сочинений по различным вопросам фи­лософии, математики, богословия и медицины.

Книги многих арабских ученых были главными источниками медицинских знаний в европейских стра­нах в эпоху Возрождения. Арабская медицина породи­ла алхимию. Но даже напрасные поиски несуществую­щих жидкого (годного для питья) золота и жизненного элексира имели своим последствием открытие царской водки и привели к созданию фармацевтической химии.

Врачи восточного средневековья внесли значитель­ный вклад в медицину и фармакологию. Открыли и применили многие лекарственные вещества: алкоголь, серную и азотную кислоты, ляпис, сулему, камфару, ладан и многие другие. В арабских странах были откры­ты первые аптеки и созданы больницы в Багдаде, Да­маске, Кордове и других городах со специальными отделениями для разных болезней.

В Средней Азии к IX—X векам сложился ряд эко­номических, политических и культурных центров. Сре­ди них выдающееся место занимают Бухара, Хорезм и другие. Быстрому развитию культуры этих государств способствовало также их географическое положение. Бухара и Хорезм находились на пересечении торговых путей из Средиземного моря в Китай и Индию, из Багдада на европейские просто­ры — к Волге и Каме.

Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна)

Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна)

Крупными научными учреждениями в них яви­лись библиотека Саманидов (династия ханов) в Бухаре и Общество ученых (акаде­мия) в Хорезме. В других крупных городах Средней Азии существовали боль­ницы и аптеки. Развитие аптечного дела, как и ле­карствоведения, связано с достижениями в области химии. Выполняя в первую очередь практические зада­чи, больницы и аптеки вли­яли на развитие медицин­ских знаний.

Выдающимся среднеазиатским мыслителем и уче­ным был таджик Абу-Али Ибн-Сина (980—1037 гг.): Ибн-Сина, или, как его называли в Европе, Авиценна,— крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся врачей в мировой истории. Родился он близ Бухары. Там в то время была крупнейшая библио­тека, которой он широко пользовался в молодые годы и основательно изучил труды Галена, Эвклида, Птолемея и Аристотеля. Ибн-Сина вырос и сложился как ученый в обстановке экономического и культурного расцвета таджикского государства саманидов, бывшего тогда передовым культурным центром Востока. Пытливый, ищущий естествоиспытатель глубоко знал жизнь в раз­личных ее проявлениях. После смерти отца, еще юно­шей, Ибн-Сина оставил родную Бухару и начал путе­шествовать. Он побывал в Ургенче, Несе, Нишапуре, Джурджане, Рее, Хамадане, Исфагане, Хорезме. Во время путешествий он вел большую научную, практи­ческую врачебную и политическую деятельность. В ря­де стран и городов он основал больницы. В Хорезме в начале XI века он стал членом Общества ученых (ака­демии). Политические события заставили Ибн-Сину бежать из Хорезма в 1017 году. Дальнейшая его жизнь протекала в многочисленных скитаниях, долгие годы он был узником цитадели, откуда ему в конце концов удалось освободиться.

Литературное наследство Абу-Али Ибн-Сины огром­но и разносторонне. Сейчас насчитывается более 160 его работ, около 2 000 рукописей, хранившихся в Тур­ции, Египте, Ливане, Иране, Индии, Италии, Испании, Франции, Англии, Германии и других странах. Боль­шое количество рукописей, к сожалению, утеряно. Уче­ный писал по философии, математике, астрономии, химии и другим отраслям знания. Но самыми замеча­тельными были его работы в области медицины, и преж­де всего получивший мировую известность энциклопе­дический «Канон медицины». Этот труд был им написан около 1020 года и в течение многих веков был чуть ли не единственным наиболее полным руководст­вом при изучении медицины не только в странах Во­стока (на арабском языке), но и во всех западноевро­пейских университетах (на латинском языке). «Канон медицины» переиздавался на латинском языке около 30 раз. Авиценну в течение веков называли князем врачей.

Книга «Канона…» состоит из четырех частей: 1) Об определении понятия медицины и о физических явле­ниях, составляющих предмет этой науки; 2) О болез­нях и об общих причинах и проявлениях; 3) О сохра­нении здоровья; 4) О способах лечения вообще.

Из перечисленных глав видно, что труд Абу-Али Ибн-Сины «Канон медицины» охватывает вопросы ана­томии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведе­ния и диетики.

По анатомии человека Авиценна приводит ряд но­вых сведений, которые свидетельствуют о том, что он, несмотря на строжайший запрет, тайно проводил вскрытие трупов. Для обработки ран он рекомендовал применение вина. Лекарственный арсенал, известный греческим, индийским и другим врачам, Ибн-Сина до­полнил значительным количеством новых лекарствен­ных средств растительного, животного и минерального происхождения. Лекарства он делил на теплые, холод­ные, сухие и влажные. Есть у него и отдельные работы о лекарствах, например, трактаты о свойствах цикория, уксуса и меда. Ибн-Сина использовал также физиче­ские методы лечения водой, солнцем, воздухом.

Мировоззрение великого ученого сложилось не толь­ко под влиянием прочитанных книг, но и из опыта са­мой жизни. Ибн-Сина не сомневался в объективной достоверности познания, не сомневался и в безгранич­ной силе разума человека. Он учил, что мир возник не по божественному произволу, а в силу необходимости.

В мировоззрении Ибн-Сины наблюдается двойствен­ность. Согласно его взгляду, не только мир немыслим без бога, но и бог без мира. Однако роль бога Ибн-Сина ограничивал. Например, он утверждал, что разнообра­зие форм материи не зависит от бога. Ученый отвергал и догму Корана о воскресении умерших и многие дру­гие положения ислама. Его учение подрывало основы религиозного мировоззрения. За это реакционное му­сульманское духовенство преследовало гениального естествоиспытателя и врача, особенно в последние годы его жизни в Иране. Умер Ибн-Сина в тюрьме, куда его заточили по обвинению в безбожии.

В Средней Азии было немало еще выдающихся вра­чей и ученых в Бухаре, Хорезме, Мерве, Ургенче и дру­гих центрах. Терпя лишения и притеснения со стороны духовенства, они развивали и совершенствовали естест­венные науки и философию.