4 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Подготовку карты к работе следует начинать сра­зу же после ее получения, чтобы в последующем при вы­полнении какой-либо задачи уже не затрачивать на это дополнительное время.

Наиболее целесообразно готовить карту к работе в такой последовательности. Сначала следует ознакомить­ся с полученными листами карты и склеить их (карта, особенно крупного масштаба, состоит, как правило, из нескольких листов), а затем «поднять» карту и сложить ее, придав склейке удобные для пользования форму и размеры.

Ознакомление с полученными листами проводится с той целью, чтобы уяснить все важные характеристики данной топографической карты, а также установить сов­падения или различия в полученных листах, которые составят склейку нужного района.

В первую очередь нужно определить масштаб карты, значение которого дано на каждом листе под его южной рамкой. Затем следует ознакомиться с размерами кило­метровой сетки, т. е. определить «цену» стороны квадра­та сетки в сантиметрах карты и километрах местности. При этом необходимо помнить, что сторона квадрата километровой сетки для карт масштабов 1:10 000, 1 : 25 000, 1 : 50 000 соответствует одному километру на местности и соответственно 10, 4 и 2 сантиметрам на кар­те. А вот для карты масштаба 1 : 100 000 сторона квадра­та равна 2 сантиметрам, масштаба 1 : 200 000 — 5 санти­метрам, что соответствует 2 и 10 километрам на местнос­ти. На топографических картах масштабов 1:500 000 и 1:1000000 километровые сетки не наносятся.

Уяснение масштаба полученных листов и размеров километровой сетки позволит не только судить о точности и степени подробности карты, но и определить возмож­ность ее использования для решения предстоящих задач, так как карты различного масштаба предназначаются для использования в разных целях.

Важно установить, в какой степени карта отвечает действительной картине местности, не устарела ли она. В этом можно убедиться, прочитав в юго-восточном углу рамки год съемки и год рекогносцировки. В северо-за­падном углу рамки указаны номер и год издания данно­го листа, а также подписано, в какой системе координат составлен лист карты. Последнее особенно важно при использовании карты для целеуказания в прямоугольных координатах.

Знакомясь с картой, состоящей из нескольких лис­тов, изданных в разное время, следует установить воз­можные расхождения в наиболее употребительных ус­ловных знаках. Ведь за время, прошедшее от одного издания до другого, могли быть введены совершенно но­вые условные обозначения или уточнены ранее сущест­вовавшие. Одни и те же местные предметы на листах карты разных изданий могут быть по-разному обозначе­ны, что нужно учитывать при работе с картой.

Для правильной склейки полученных листов карты надо предварительно установить их взаимное расположе­ние. Сделать это нетрудно, если склейка составляется из небольшого количества листов. Достаточно взять один из листов и посмотреть на каждой стороне его рамки номенклатуру’ четырех других листов. В тех случаях, когда требуется карта-склейка из большого количества листов, рекомендуется составлять схему расположения последних. Пользуясь этой схемой, можно безошибочно подобрать все листы склейки и расположить их в пра­вильном порядке. Однако для правильного составления схемы расположения листов надо знать номенклатурную разграфку топографических карт различных масштабов по отношению к тому листу, который принят за ис­ходный.

Так, для топографических карт масштабов 1:500 000, 1:200 000 и 1:100 000 в качестве исходного листа принят лист масштаба 1:1 000 000. Один лист карты этого мас­штаба охватывает территорию, равную по широте 4° и по долготе 6°. Номенклатура такого листа обозначает­ся сочетанием буквы и числа, например, N-33, M-38, N-37 и т. д. В этой номенклатуре буква означает ряд, а число — номер колонны. Дело в том, что всю поверх­ность земного шара условились разбить на ряды, ограни­ченные отстоящими друг от друга на 4° параллелями, и на колонны, ограниченные меридианами через каждые 6°. Обозначение рядов ведется начиная от экватора с буквы А латинского алфавита к обоим полюсам, а ко­лонны принято нумеровать арабскими порядковыми чис­лами, начиная с меридиана 180°.

На рис. 3 показано, как разграфлен лист карты мас­штаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000. Исходный лист разделен на четыре части, каждая из ко­торых имеет буквенное обозначение. Следовательно, если лист карты имеет обозначение, например, N-33-Б или М-38-В, то это означает что данный лист представляет собой карту масштаба 1 : 500 000.

Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000

Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 500 000

Все обозначения номенклатуры листов карты более крупных масштабов записываются справа от номенкла­туры исходного листа, в чем можно убедиться, обратив­шись к рис. 4.

Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 100 000 и 1 : 50 000

Разграфка листа карты масштаба 1 : 1 000 000 на листы карты масштаба 1 : 100 000 и 1 : 50 000

В одном исходном листе карты масштаба 1:1000000 содержится 36 листов карты масштаба 1:200 000 и 144 листа карты масштаба 1 : 100 000. Для примера за­пишем номенклатуру заштрихованного листа — N-33-XV. Номенклатура листа карты масштаба 1 : 100 000 может быть записана N-33-81. Номенклатура листов карт более крупного масштаба обозначается еще проще. Так, запись N-33-75-A на листе обозначает, что этот лист карты мас­штаба 1: 50 000. Легко догадаться, что эта номенклатура получена путем деления листа карты 1:100 000 на че­тыре части (А, Б, В, Г). Аналогично этому запись N-33-120-Г-a означает ее принадлежность к листу карты 1:25 000. Лист этой карты составляет четвертую часть карты 1:50 000, где каждая часть занумерована слева направо русскими буквами а, б, в, г. Разделив один лист карты 1:25 000 на четыре части и занумеровав каждую из них арабской цифрой (1, 2, 3, 4), можно составить номенклатуру листа карты масштаба 1:10 000 — напри­мер, М-33-120-Г-а-2, N-33-120-B-6-4 и т. п.

Таким образом, зная систему составления номенкла­туры топографических карт, совсем нетрудно располо­жить все полученные листы в определенном порядке или составить схему разграфки листов.

Затем приступают к склейке. Предварительно в мес­тах склейки обрезают восточную и южную стороны лис­та карты по его внутренней рамке. Для этого рекомен­дуется пользоваться острым ножом или лезвием без­опасной бритвы. При склеивании южная и восточная, то есть обрезанные стороны листа, накладываются соот­ветственно на северную и западную части смежных лис­тов. При соблюдении этого простого правила склейки смежных листов во время работы на склеенной карте карандашом или резинкой, когда производятся привыч­ные движения рукой слева направо и сверху вниз, края листов в местах склейки не будут задираться.

Если требуется склеить много листов, то эту опера­цию можно производить последовательно — или склеи­вать в колонки (с севера на юг) или по рядам (с запада на восток). Лучше всего начинать склеивать по коротко­му направлению. Чтобы не испачкать карту клеем, обре­занный лист переворачивают лицевой частью вниз, сов­мещая его с необрезанным листом по линии склеивания, а затем кисточкой или тряпочкой аккуратно наносят клей на необрезанный лист тонким слоем полоской в два — три сантиметра шириной. После этого обрезанный лист переворачивают и совмещают оба листа по линиям километровой сетки и по контурам. Следует иметь в виду, что если требуется склеить листы, выполненные в раз­личных системах координат, их совмещают не по линиям километровой сетки, а по контурам местности и местных предметов. В этих случаях линии километровой сетки двух смежных листов совпадать не будут.

Чтобы уплотнить склейку и убрать остаток клея, нуж­но поперек линии склейки в сторону обреза провести сухой тряпкой или положить вдоль линии склейки полос­ку бумаги, используя для этого обрезки карты. Остав­лять излишки клея не рекомендуется, так как это мешает работе на карте с карандашом и, кроме того, в местах, покрытых клеем, карта быстрее рвется при перегибах.

После склеивания листов карту следует на некоторое время оставить в развернутом виде, чтобы подсох клей. Затем целесообразно сделать общую оценку района той местности, на которой придется выполнять поставленную задачу, и в пределах этого района «поднять» карту. Что означает «поднять» карту?

Как известно, на наших топографических картах ос­новные условные обозначения местности и местных пред­метов нанесены разным цветом примерно одинаковой яркости. Эти цветные обозначения позволяют более на­глядно представить, как выглядит интересующий нас район в действительности на местности. Однако в боевой обстановке нас в большей степени интересует какая-то определенная группа местных предметов или деталей рельефа местности и в меньшей степени — другие элементы.

Поэтому, чтобы карта была более наглядной и на ней отчетливо выделялись нужные нам для выполнения за­дачи подробности, на ней усиливается расцветка тех де­талей, которые нас больше интересуют. Это и входит в понятие «подъем карты». Как показывает опыт, целе­сообразно «поднимать» высоты, овраги, водные преграды, дороги, мосты, броды, отдельные рощи и другие детали карты, которые могут использоваться в зависимости от конкретной задачи, решаемой с помощью карты.

Усиливать расцветку карты рекомендуется подтушев­кой или дополнительной штриховкой нужных участков тем же цветом, которым на многоцветной карте обозна­чены интересующие нас детали местности и местные предметы. Так, например, ручьи и реки «поднимаются» путем утолщения их изображения синим (голубым) цве­том, дороги — утолщенной коричневой линией непосред­ственно по самой дороге или параллельно ей. Населен­ные пункты «поднимают», обводя их по внешнему конту­ру, подчеркивая или подписывая их более крупным шрифтом. Изображения небольших местных предметов (мостов, курганов, отметок высот, ям и т. п.) «поднима­ются» вычерчиванием более крупного условного знака. Обозначения неровностей рельефа местности обычно под­тушевываются коричневым и светло-коричневым цветом с более темным тоном в тех местах, где горизонтали гу­ще, то есть местность выше.

После «подъема» карты ее складывают. Карту нужно уметь складывать так, чтобы склейкой было удобно пользоваться, не разворачивая ее каждый раз полностью, а лишь открывая требуемый участок. Когда карта сложена правильно, она и сохраняется лучше.

Перед складыванием карты предстоит сначала опре­делить, в каком районе предстоит больше всего рабо­тать. Листы этого района не должны завертываться внутрь.

Поясним эту мысль на примере. Допустим, что карта будет использоваться при движении по маршруту. Тогда она складывается полосой (размер полосы определяется величиной папки или планшета, где карта будет нахо­диться большую часть времени) с маршрутом в центре полосы. Поскольку при работе с картой придется поль­зоваться километровой сеткой, ее числовые значения же­лательно подписать непосредственно на карте на тех мес­тах, которые не будут подгибаться внутрь. Нумерацию километровой сетки можно подписывать, например, че­рез одну или две линии, чтобы не затемнять карты. Те части склейки, которые не будут использоваться при дви­жении по маршруту, подгибаются с обеих сторон тоже полосами и таких же размеров.

В результате такого складывания получится длин­ная полоса карты по маршруту. Эту полосу склады­вают в виде «гармошки» по размеру папки или план­шета.

Теперь можно со всей уверенностью сказать, что под­готовка карты к работе закончена.