4 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Выше уже отмечалось, что в ряде случаев сведения, получен­ные на судне с помощью метеорологических приборов и данных РЛС, могут стать единственным источником информации для опре­деления местоположения тайфуна, элементов его движения, про­гнозирования его эволюции и перемещения.

Следует заметить, что местные признаки обес­печивают судоводителя конкретными и достовер­ными данными о погоде в районе плавания. Вмес­те с тем в связи с огра­ниченностью района на­блюдений они не дают той точности в определе­нии местоположения центра тайфуна и элемен­тов его перемещения, ко­торую обеспечивают си­ноптические карты. Одна­ко, этот недостаток ни в коей мере не снижает ценности информации, используемой судоводи­телем при плавании в районах, подверженных воздействию тайфунов.

  1. Определение на­правления на центр тай­фуна.Направление на центр тайфуна можно получить, используя наблюдения за облачностью, ветром, зыбью, а также используя данные о наличии радиопомех, ведя радиолокационные наблюде­ния за облачностью и осадками.

а) Определение направления на центр тайфуна по наблюдению за ветром можно произвести, исходя из следующих рассуждений. Так, еще до определения направления можно сделать вывод о мес­те судна относительно пути перемещения тайфуна. В этом случае пользуются правилами, проверенными практикой судовождения, которые для северного полушария (рис. 24) трактуются так:

Изменение направления ветра для неподвижно стоящего судна при прохождении тайфуна...

Изменение направления ветра для неподвижно стоящего судна при прохождении тайфуна…

— изменение ветра против часовой стрелки (случай А) указы­вает, что судно находится в левой половине тайфуна;

— изменение ветра по часовой стрелке (случай Б) указывает, что судно находится в правой половине тайфуна;

— неизменность направления ветра при его усилении (слу­чай В) указывает на то, что судно находится на пути движения центра тайфуна.

Следует иметь в виду, что эти правила применимы для непо­движного (лежащего в дрейфе) судна. При движении судна эти выводы необходимо делать по наблюдениям за истинным ветром, рассчитанным по данным кажущегося ветра, скорости хода и на­правлению движения судна.

Определение направления на центр тайфуна основывается на закономерности циркуляции ветра в тайфуне (тропическом цикло­не) . Так, в северном полушарии направление ветра в тайфуне отклоняется от касательной к изобаре в точке наблюдения в среднем (рис. 25):

Угол между направлением ветра и перпендикуляром к изобаре в тайфуне с круговыми изобарами

Угол между направлением ветра и перпендикуляром к изобаре в тайфуне с круговыми изобарами

во внешней зоне — на 45°;

в средней зоне — на 25°;

в ближней зоне — совпадает с направлением изобары. У наблюдателя (в северном полушарии), стоящего спиной к ветру, центр тайфуна будет находиться:

слева 45° — во внешней зоне;

слева 65° — в средней зоне;

слева 90° — во внутренней зоне,

считая за внешнюю зону зону с ветрами 3—4 балла, за среднюю — зону с ветрами 6 баллов, за внутреннюю — зону с ветрами свыше 9 баллов (рис. 25).

Следует заметить, что изобары в тайфуне располагаются обыч­но в виде неправильных концентрических окружностей (рис. 26), поэтому для уточнения направления на центр тайфуна необходимо провести ряд наблюдений за ветром.

Угол между направлением ветра и перпендикуляром к изобаре в тайфуне с эллиптическими изобарами

Угол между направлением ветра и перпендикуляром к изобаре в тайфуне с эллиптическими изобарами

б) Наблюдение за облачностью позволяет еще на расстоянии 300—400 миль оценить направление на центр тайфуна, на который указывают полосы перистых облаков, как бы сходящихся к цент­ру. В средних широтах эта картина выглядит отчетливо из-за раз­витой облачности верхнего яруса.

С приближением тайфуна иногда еще до усиления ветра можно наблюдать стену облаков, видимую на горизонте, которая указы­вает на место тайфуна.

Наблюдение за движущимися облаками нижнего яруса также позволяет уточнить место тайфуна. Правила в этом случае иден­тичны изложенным в пункте а. Однако угол, указывающий на­правление на центр во внешней и средней зонах, следует увели­чить на 20°.

в) Предвестником приближающегося тайфуна является зыбь, порожденная ветровым волнением. Она распространяется во все стороны от возмущения на значительные расстояния, а направле­ние ее подхода к судну дает возможность оценить местоположе­ние центра тайфуна.

г) Грозовое состояние атмосферы, свойственное тропическим циклонам, вызывает атмосферные помехи, прослушиваемые в обычных радиоприемниках. Направление их наибольшей интен­сивности можно определить с помощью судового радиопеленгато­ра. Конечно, точность радиопеленгования в этом случае невысока, но в совокупности с другими признаками эти сведения о направ­лении на центр тайфуна помогут разобраться в обстановке. Атмо­сферные помехи обычно прослушиваются на расстояниях до 300 миль. С перемещением в средние широты атмосферные помехи в тайфуне, а следовательно, и точность пеленгования увеличива­ются.

д) С развитием радиолокации стало возможным использова­ние береговых и судовых радиолокационных станций для распо­знавания, классификации метеоцелей и определения их координат относительно судна или береговых РЛС. Тактико-технические дан­ные, используемые в настоящее время РЛС, обеспечивают надеж­ную дальность наблюдения: для береговых станций — до 500 км. для судовых станций (типа «Дон», «Нептун») — до 100 км. Опре­деляющими факторами при распознавании метеоцелей являются плотность облачных образований и интенсивность выпадения осад­ков. В этом отношении наблюдение за областью тайфуна имеет безусловное преимущество перед наблюдением за обычными фрон­тальными образованиями, так как тайфун характерен сильно раз­витой облачностью, ливневыми осадками, спиралевидными полоса­ми облаков и осадков, наличием «глаза бури». На экране радио­локатора все эти признаки проявляются в виде «засветок» различ­ной яркости и формы.

В интенсивных тайфунах небольшого диаметра можно обнару­жить «глаз бури», горизонтальное сечение которого часто имеет эллиптическую форму. Наряду с очевидными преимуществами наблюдения за тайфуном с помощью РЛС, главными из которых являются точность определения координат и наглядность, этот вид наблюдений имеет и недостатки. Основным недостатком является ограниченная дальность наблюдения типовыми судовыми РЛС. В этом отношении береговые РЛС, установленные на побережьи Японии и Приморья, имеют неоспоримые преимущества ввидубольшой дальности наблю­дений. Использование бере­говых РЛС обеспечивает и обширный материал для исследовательской работы.

  1. Определение расстояния доцентра тайфуна. Расстояние до центра тай­фуна можно определить по подходящей к судну зыби, состоянию атмосферы, силе ветра, характеру падения давления, а также по дан­ным РЛС.

а) Оценка расстоя­ния по характеру приходящей зыби. Следствием действия силь­ных ветров в зоне тайфуна и особенно в его внутренней части является развитое волнение, которое распро­страняется во все стороны от центра тайфуна. Наи­больший разгон получают волны в правой половине тайфуна. Это объясняется тем, что уже первона­чально развитые волны правой половины продолжают усиливаться ураганными ветрами сместившегося вперед тайфуна (рис. 27). Волны же тыловой части утихают естественным образом в связи с отходом тайфуна. В свя­зи с этим и дальность распространения волн, идущих вперед и вправо, больше, чем в остальных секторах тайфуна.

Распространение волнения в зоне тайфуна...

Распространение волнения в зоне тайфуна…

Зыбь, обнаруженная в океане, говорит о наличии сильного волнения, а ее усиление или затухание позволяют сделать вывод о приближении зоны волнения, ее удалении или прохождении сто­роной.

Вообще же считается, что усиливающаяся зыбь может быть встречена на расстоянии 300—600 миль от центра тайфуна [42].

Установлено, что зыбь после выхода из ветрового поля тай­фуна и по мере распространения ее в океане увеличивает свою скорость. Одновременно с увеличением скорости распростране­ния волн увеличивается длина волны и уменьшается ее высота.

Элементы волны связаны отношениями:

с = 1,56τλ = 1,56 τλ = сτ (4.1)

где с — скорость распространения волн, τ — период волны, λ — длина волны.

Указанные зависимости можно использовать для определения скорости распространения волн и приближенного вычисления рас­стояния, с которого эти волны пришли. Проще всего и наиболее точно на судне определяется период волны как время прохожде­ния двух гребней волн мимо неподвижного наблюдателя. На дви­жущемся судне поправка ( + ) вводится при движении судна на­встречу зыби, (—) при движении судна по ходу зыби.

Оценку расстояния до тайфуна можно произвести на основе следующих рассуждений. Замечено, что при ветре 20 м/с в зоне действия движущегося тропического циклона развития волна мо­жет иметь следующие элементы: τ =7 с, с=11 м/с, λ=8 м, а зыбь от этого волнения может при пробеге около 1500—1600 миль при­обрести период 14—15 с (при длине волны 300 м и скорости пере­мещения 22 м/с).

По измеренному периоду наблюдаемой зыби, времени начала ее действия в районе судна и направлению ее подхода на основе прямой пропорциональности можно вычислить время зарождения этой волны и пройденное ею расстояние, т. е. определить расстоя­ние до тайфуна, вызвавшего эту зыбь. Рассчитанная на базе фор­мул (4.1) таблица (табл. 16) облегчает расчеты по оценке расстояния до тайфуна. Пример: наблюдатель в 11 ч 15 октября отметил подход зыби с юга с периодом τ =10с. Используя таблицу, находим, что скорость перемещения дошедшей до наблюдателя зы­би составляет 30 узлов, время пробега зыби от источника возму­щения 26 ч и расстояние, пройденное ею, составляет 800 миль. Отсюда делаем заключение, что в 9 ч 14 октября тайфун был от места наблюдателя на расстоянии 800—900 миль.

Подобные расчеты имеют сравнительно невысокую точность. Это исходит из принятого допущения, что ветер в зоне тайфуна 200 м/с. Если же ветер будет сильнее, то отмеченные элементы волн можно обнаружить на более близком расстоянии, и наоборот.

Приведенная выше оценка расстояния, несмотря на ее прибли­женный характер, помогает ориентироваться в обстановке и сде­лать вывод о местоположении центра тайфуна.

б) Оценка расстояния по состоянию атмосферы и ветру. Обычно расстояние 250—300 миль до центра тайфуна характеризуется значительной облачностью и небольшим пониже­нием температуры по сравнению с окружающей средой. В 100— 200 милях от центра тайфуна небо сплошь покрыто облаками, идет интенсивный дождь. На расстоянии менее 60—100 миль ветер достигает ураганной силы и сопровождается ливневыми дождями. Применение этих признаков дает лучшие результаты, если исполь­зуются данные о вероятном радиусе тайфуна.

в) Оценка расстояния по скорости падения дав­ления. В ряде случаев в оценке расстояния до центра тайфуна могут помочь и показания барометра. Характер кривой на барограм­ме в зоне действия тайфуна имеет свои особенности. Сначала наблю­дается медленное падение, с подходом центра тайфуна понижение давления увеличивается, а незадолго до центра отмечается резкое падение. В связи с тем, что минимум давления для каждого тай­фуна колеблется в широких пределах (от 900 до 990 мб), прямую зависимость расстояния судна до центра от величины давления привести нельзя. Однако по скорости падения давления можно оценить расстояние до центра тайфуна. Здесь действует принцип: большое расстояние до центра — небольшое плавное падение дав­ления; малое расстояние — резкое падение давления. Таблица 17 дает соотношение расстояний до центра в зависимости от скорос­ти падения давления за 1 ч (по Пиддингтону). Для пользования этой таблицей на судне необходимо организовать наблюдение за ходом давления каждый час (30 мин); в этом случае необходимо учитывать скорость движения судна.

В других случаях, сравнивая фактическое давление с критиче­ским (низшим уровнем нормального давления для данного райо­на), можно получить ориентировочное расстояние до центра (табл. 18).

Величины критического давления (в мм) в зависимости от ши­роты места представлены в табл. 19.

Все вышеперечисленные методы оценки направления на центр тайфуна и расстояния до него требуют обязательной перекрест­ной проверки, анализа и непрерывного наблюдения за меняю­щейся обстановкой. Лишь в этом случае судоводитель может рассчитывать на безопасное плавание в районах океана, подвер­женных воздействию тайфуна.

Принятие решения на уклонение производится на основе ана­лиза прокладки путей движения тайфуна, которая ведется обыч­ными навигационными способами по времени, пеленгу и дистан­ции (рис. 28).

Прокладка перемещения тайфуна при движении судна

Прокладка перемещения тайфуна при движении судна