Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Выход в свет книги Е. К. Мархинина «Вулканы и жизнь (Основные проблемы биовулканологии)» (Мархинин Е. К. Вулканы и жизнь, — М.: Мысль. 1980,— 200 с) свиде­тельствует о появлении нового научного направления на стыке биологии и вулканологии. Казалось бы, что обще­го между наукой о живом и наукой о вулканах? Жизнь и пламя — совместимы ли они? Но таков наш век — век синтеза наук, когда «невероятное» становится «оче­видным». Следы вулканической деятельности прослеживаются на протяжении всей известной истории Земли — от ар­хея до современности. Вулканизм — один из процессов, сформировавших нашу планету, изменивших (и изменя­ющих) ее облик. Как космическое явление вулканизм присущ не только Земле, но и другим космическим те­лам; Луне, спутникам Юпитера, ряду планет Солнечной системы. Существуют теории вулканогенного происхож­дения земной коры, атмосферы, Мирового океана и да­же сложных органических соединений, дальнейшая эво­люция которых привела к возникновению жизни.

Роль вулканических процессов в химической эволю­ции от образования предбиологических органических соединении до возникновения жизни — одна из проблем биовулканологии. Другая проблема — значение вулка­низма в формировании среды обитания живых организ­мов: земной коры, гидросферы и атмосферы, в становле­нии биосферы.

Вулканическая деятельность связана с перемещени­ем вещества и тепла в недрах земли. В этом суть гло­бального вулканизма как единого процесса, т. е. образо­вание в глубинах земли силикатного, насыщенного га­зом расплава-магмы, подъем и извержение его на поверхность. На поверхности земли вулканические породы включаются в круговорот геологических и химических процессов и, изменяясь, становятся тем исходным мате­риалом; в результате дальнейшей переработки которого образуются различные породы, слагающие земную кору. Таким образом, твердая фаза магмы, т. е. окаменевший силикатный расплав, и представляет собой продукт, в результате преобразования которого формировалась земная кора. Помимо того, вулканы извергают из. недр планеты и летучие компоненты магмы. Ведь вулканичес­кий взрыв есть следствие расширения объема магмати­ческих газов. Установлено, что их основной компонент— водяной пар. Кроме того, они содержат все компоненты, составляющие гидросферу и атмосферу нашей планеты. Накапливаясь, магматические газы стали определяющи­ми в образовании гидросферы и атмосферы.

На Земле свыше 800 действующих вулканов. Мархи­нин подсчитал, что в год они выносят на поверхность планеты 3—6 млрд т. вещества. Расчеты показывают, что и течение геологической истории за счет вулканичес­кой деятельности на поверхность земли поступило такое количество твердых и летучих компонентов, которого вполне хватило для формирования внешних оболочек планеты. Взаимодействие преобразованных продуктов вулканической деятельности и явлений жизни стало определяющим в процессе формирования биосферы, вклю­чающей в себя верхние слои земной коры, гидросферу и атмосферу.

Академик В. И. Вернадский рассматривал живое ве­щество как совокупность живых организмов биосферы, а косное вещество считал абиогенным, так как в его соз­дании . организмы не участвуют. Действительно, живые организмы сами не создают химических элементов. Их поставляют вулканы.

Есть еще один аспект в оценке связи, соприкосно­вения вулканологии и биологии: вулканы и живые ор­ганизмы.

Вулканическая деятельность — мощный экологичес­кий фактор. Сильные извержения приводят к резким, часто катастрофическим изменениям в экосистемах. В глобальном масштабе это прежде всего влияние на климат, ибо поступающее в атмосферу огромное коли­чество мельчайшей пыли и газов изменяет оптические и химические свойства атмосферы. В региональном и местном аспектах — это влияние физических факторов и биологически активных соединений на водоемы, почву, растительность и животных, на человека и среду его обитания.

Экономические оценки свидетельствуют о катастро­фических последствиях извержений для природы и хо­зяйственной деятельности. По сообщению Департамента рыбы и дичи штата Вашингтон в результате извержения Сент-Хеленса в 1980 г. погибло 1,5 млн. различных ди­ких животных. В их числе 5250 лосей, 6000 оленей, 200 медведей, 100 снежных коз, 15 пум. Кроме того, 441 177 промысловых рыб (поразительная скрупулезность в оценке). Было-уничтожено 195 квадратных миль есте­ственных местообитаний, 154 км рек и 26 озер. Ущерб природе оценивается суммой 522 300 570 долл., а общий экономический ущерб штату (сведения Департамента экономического развития и торговли) — 970 млн. долл.

Печальная статистика ЮНЕСКО утверждает, что за последние 500 лет во время извержений вулканов по­гибли 200 тыс. человек. Положительные явления в эко­системах; связанные с извержениями (например, некото­рое, повышение плодородия почв, рост биомассы планк­тона в водоемах благодаря влиянию вулканических пеплов как своеобразных удобрений), как-то теряются на фоне этих трагедий.

В СССР к вулканическим регионам, где влияние вулканов велико и невозможно не учитывать этого в хо­зяйственной деятельности, относятся Камчатка и Ку­рильские острова.

Вопросы взаимодействия между вулканическими процессами и изверженными породами, с одной сторо­ны, и живыми организмами — с другой, характер реак­ции живых существ и их сообществ на извержения вул­канов, экологические последствия извержений, смены биологических сообществ на территориях, подвергшихся воздействию вулканогенных факторов, имеют важное научное и практическое значение. К сожалению, этим вопросам до сих пор уделяется недостаточное внимание. Подчас их попросту недооценивают. Исследования носят фрагментарный характер.

Изучение экологических проблем, возникающих вследствие вулканической активности, — важнейшее направление в биовулканологии. Основные задачи: изу­чение вулканизма как экологического фактора на нашей планете, его роли в образовании внешних оболочек Зем­ли, в круговороте вещества и энергии, в эволюции и ди­намике природных сообществ. Цель — разработка ме­тодов прогноза экологических последствий извержений и оценка адаптации живых организмов к вулканогенным факторам, включая адаптации человека. Методы изуче­ния — комплексные, присущие биологическим наукам, прежде всего экологии и биогеоценологии и наукам о Земле: геологии, геохимии и др. Некоторые из назван­ных вопросов так или иначе сейчас затрагиваются в ра­ботах вулканологов, биологов, медиков, другие совер­шенно не исследованы. О них — разговор в этой книге.