3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Теперь мы уже знаем, как выглядит наша Земля из космо­са,— это необыкновенно красивая голубая планета. Своей впечатляющей окраской она обязана Мировому океану, который покрывает 71% ее поверхности. Мировой океан — могущественный фактор жизни на Земле. Он очищает воз­дух, освежает его влажными ветрами. Здесь когда-то роди­лась жизнь, а теперь он снабжает нас ценнейшими продук­тами.

Без океанов и жизнь на суше была бы совершенно иной. Морские растения, в частности фитопланктон, высвобож­дающие путем фотосинтеза кислород, играют важную роль для очищения воздуха на нашей планете. Способность во­ды накапливать тепло в значительной степени влияет на погоду и климат Земли. В морской пищевой цепи происхо­дит своеобразный кругооборот земной флоры и фауны: ра­стительный планктон, как первичный продукт морской жизни, поедается «вегетарианцами» океана — зоопланкто­ном и моллюсками, которые, в свою очередь, идут в пищу мелким плотоядным, например хамсе или камбале, а те становятся добычей более крупных морских хищников. Остат­ки растительной или животной пищи путем минерализации снова в виде органического вещества возвращаются в цепь, благодаря действию бактеропланктона.

Море создает множество факторов, благоприятно дей­ствующих на организм. Большое значение имеет морской воздух, который имеет равномерную температуру, содер­жит большое количество кислорода, обогащен такими важ­ными для организма минеральными солями, как кальций, натрий, йод, хлор и др. Благодаря такому составу морской воздух вызывает улучшение деятельности сердечно-сосу­дистой, нервной систем и дыхания организма.

Морская вода содержит соли натрия, магния, железа, йода, хлора, брома и др., в том числе и поваренную соль.

Мировой океан — главная база рыболовства. Морские просторы используются для перевозки больших грузов и пассажиров. С морского дна уже добываются разнообраз­ные полезные ископаемые (железо, марганец, золото, алма­зы, титан, хром и др.)» осуществляется около 20% (в миро­вом масштабе) добычи нефти и газа — для многих стран Западной Европы морские месторождения являются основ­ными источниками нефти.

Широкий размах хозяйственного использования морей человеком сопровождается их загрязнением. Моря и океа­ны до недавнего времени (20—30 лет назад) воспринима­лись как неограниченные просторы, в которые можно вы­пускать сколько угодно отходов и отбросов. Считалось, что в морской воде сбросы подвергаются биологическому распаду и превращениям. За этот короткий период в Ми­ровой океан успели внести значительные количества ра­диоактивных отходов и другие загрязнения.

Известно, что все сбросы в реки, озера и другие водные объекты, находящиеся на территории крупных промыш­ленных центров и сельскохозяйственных районов, в конеч­ном итоге достигают моря. С водами рек в моря и океаны попадает 320 млн. т железа, 6,5 млн. т фосфора, 2,3 млн. т свинца, 1,6 млн. т марганца, а также большое количество жиров, поверхностно-активных веществ, кислот, ядохими­катов, радиоактивных соединений, от 3 до 10 млн. т нефти и других веществ. По расчетам известного океанолога-гео­химика Б. А. Скопинцева, реки приносят в моря и океаны около 700 млн. т органических веществ в год. В моря смы­ваются больше всего те загрязнения, которые обладают свойством длительно сохранять свое токсическое действие. Значительные загрязнения в моря вносят различные раз­работки полезных ископаемых (нефти и других), а также морской транспорт.

Ресурсы Мирового океана

Ученые и экономисты едины во мнении, что Мировой оке­ан таит в себе в огромных количествах продукты питания, сырье и энергию. Из 160 тыс. видов растений и животных, обитающих в Мировом океане, мы используем только 1,5 тыс. И хотя за последние 30 лет мировой вылов море­продуктов перевалил за 70 млн. т, ученые полагают, что можно без ощутимых потерь для океанского «населения» вылавливать еще дополнительно около 30 млн. т. Впрочем, уже сейчас возникают опасения о допустимости ловли не­которых ценных видов рыб и китов. Происходит это, в частности, потому, что в ряде капиталистических госу­дарств рыбная ловля велась без учета научных рекоменда­ций. Кроме того, издавна рыбу ловят всего лишь на 25% акватории Мирового океана, расположенных преимущест­венно в прибрежной зоне. Подсчитано, что на шельфе с глубин до 200 м вылавливается 90% всего мирового улова морепродуктов. Около 75% океанской поверхности вообще не охвачено рыболовством.

Советские ученые, исследуя различные районы Мирово­го океана, установили перспективность лова и на больших глубинах. В частности, такие глубоководные рыбы, как макрурус, сабля-рыба, хек, путассу, и ряд других уже ста­ли объектами промышленного лова советских рыбаков. Отметим, наконец, такой факт: во время одной экспедиции на «Витязе» была поймана рыба с глубины 7,5 тыс. м.

Весьма перспективной выглядит также идея активного воздействия на океанскую фауну, в частности искусствен­ное разведение рыб, переселение их из одних водоемов в другие, увеличение кормовой базы и т. д. Определенных ус­пехов в этом отношении добились советские ученые (разве­дение кефали, червя нереис и моллюска синдесмия — на Каспии, акклиматизация камчатского краба — в Баренце­вом море и т. д.).

Добычу можно увеличить, например, за счет регулируе­мого разведения рыбы и моллюсков в огороженных морских акваториях или подводных клетках. Подобное рыбоводное фермерство является «многообещающей альтернативой морскому рыболовству». Во всяком случае, уже сейчас в мире подобным способом получают 6 млн. т рыбы, раков и моллюсков. Японцы, например, ежегодно производят таким образом около 80 тыс. т лосося, омаров и скумбрии. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной орга­низации ООН (ФАО), это количество можно увеличить до 30 млн. т.

Мировой океан, занимая 70% поверхности планеты, да­ет человечеству всего лишь 1,5% пищевых ресурсов. Одна из причин: в море человек пека не стал рачительным хозяи­ном. Он шел там по более простому пути охотника, хотя на суше давно уже перешел к земледелию и скотоводству — высокоразвитое сельское хозяйство дает ему более 98% всей потребляемой пищевой продукции. Морское «сельское хо­зяйство» до сих пор не получило широкого распростране­ния. Правда, во второй половине XX в. в ряде стран, име­ющих прямой выход к морю, марикультурой занялись ос­новательно. Там она сейчас быстро развивается.

Число «освоенных» морских организмов уже превысило две сотни видов. Среди них такие характерные для морей нашей страны рыбы, как лососи (их разводят в морских садках), палтус, угорь, кефаль, терпуг. Перепективпы и моллюски, мясо которых пользуется большим спросом: оно высокопитательно, обладает и лечебными свойствами. Раз­работана технология выращивания гребешка, устриц, ми­дий, креветок, омаров, начаты работы по культивировапию «морского женьшеня» — трепанга. Наряду с животными на подводных плантациях выращивают ламинарию — «мор­скую капусту», а также водоросли-агароносы, из которых извлекают ценное технологическое сырье — агар-агар.

Перспективный район для марикультуры — прибреж­ные воды советского Дальнего Востока. По подсчетам спе­циалистов Тихоокеанского научно-исследовательского ин­ститута рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), в заливах Японского моря можно, например, получать с 1 га до 100 т ламинарии и 40—50 т устриц. Но марикультура на Дальнем Востоке делает лишь первые шаги. В Приморье выращивают в опытно-промышленных масштабах моллюс­ков, в промышленных— морскую капусту.

В заливе Посьета действует морская экспериментальная база Дальтехрыбпрома. Это единственное в СССР пред­приятие, где в естественных условиях выращивают гребе­шок и гигантскую устрицу. В 1977 г. здесь собрали хоро­ший урожай. Несколько лет успешно действуют три водо­рослевых фермы — в бухтах Валентин, Каменка и Анна. Урожайность ламинарии- достигает 50—60 т с 1 га прибреж­ной акватории, общая площадь которой составляет 30 га,

С каждым годом на Земле возрастает потребление во-ды. По оценкам специалистов, в 2000 г. ее потребуется в 8 раз больше, чем сейчас Но, поскольку запасы пресной воды в мире ограничены, она может быть получена толь­ко из морей.

Мировой океан — неисчерпаемый водный резервуар. Од­нако 3,5% соли, содержащейся в морской воде, мешают ее использованию в сельском хозяйстве, в промышленности и для питья без предварительного опреснения. До 1960 г. строились лишь небольшие опреснительные установки мощностью максимум в 3 тыс. м3/сут пресной воды. Однако с тех пор размеры и число ежегодно строящихся опресни­тельных установок заметно выросли. Только в 1975 г. вве­дены в строй 26 установок, производящих в среднем по 9,304 тыс. м3/сут воды. В 1977 г. одна такая установка вы­рабатывала уже 14 тыс. м3/сут воды.

В настоящее время наблюдается тенденция к дальней­шему росту мощностей и количества морских опреснитель­ных установок. Этому во многом способствовало то обстоя­тельство, что в засушливых районах Земли и в пустынях имеются большие месторождения нефти и газа. Чтобы до­бывать их нужны люди, а людям нужна вода. В местах до­бычи этого сырья возникли новые поселения, быстро уве­личивалось население. Например, если в 1968 г. Абу-Даби, столица одноименного нефтяного эмирата в Персидском за­ливе, насчитывала 22 тыс. жителей, то в 1975 г. их число увеличилось до 130 тыс., а к 1985 г., согласно заключению некоторых специалистов, достигнет 430 тыс. человек. Обре­тенное богатство породило в таких странах желание обес­печить свое будущее путем создания собственной про­мышленности. Для этого, однако, понадобилось много пресной воды.

Практически неограниченное количество пресной воды, полученной из морской, можно дать сельскому хозяйству. Однако масштабы использования морской воды для сель­ского хозяйства зависят от цены пресной: чем дешевле про­цесс опреснения, тем больше воды для, орошения. К сожа­лению, производства 1 тыс. л воды на современных опрес­нительных установках обходится приблизительно в 5 раз дороже, чем на станциях водоснабжения.

Морская вода — это нечто вроде жидкой руды. В ней содержатся элементы почти всей таблицы Менделеева. Ученые подсчитали, что в морской воде растворено 6,5 млрд. т натрия, 80 млрд. т никеля, 800 млн. т молиб­дена, около 10 млрд. т золота — примерно по 3 т на каж­дого жителя Земли.

Если распределить по всей суше соль, имеющуюся в морской воде, то получится слой толщиной 153 м. Больше того, в 1 км3 воды содержится 700 тыс. т калийной соли, идущей на удобрения и для отбеливания тканей, причем добывать ее в море гораздо эффективнее, чем на суше. Мо­ре богато и сульфатом натрия — ценнейшим сырьем для стекольной, целлюлозно-бумажной и текстильной промыш­ленности. Особенно много его в водах знаменитого за­лива Кара-Богаз-Гол. В воде Мирового океана хранится 90 млрд. т йода; брома — в восемь раз больше, чем в рав­ном объеме земной коры. Все мировое производство бра­ма основано на океанских промыслах.

Морское происхождение имеет пятая часть производ­ства тяжелой воды. В морях и океанах имеется до 200 млн. т лития — этого источника энергии XXI в., а 1 т морской воды содержит 3,3 мг урана.

В Японии, как известно, нет природного урана и его приходится импортировать из-за границы. Это обстоятель­ство серьезно тормозит интенсивно развивающуюся в стране атомную энергетику. Однако эта проблема, кажет­ся, находит решение. К 1985 г. в Японии намечено завер­шить строительство экспериментальной опытной установ­ки по извлечению урана из морской воды. Технология, разработанная на основе опыта эксплуатации этой уста­новки, найдет применение на трех заводах общей произ­водительностью 3 тыс. т урана в год. Такого количества урана достаточно для снабжения топливом 12 атомных электростанций мощностью по 1 тыс. МВт каждая.

Истощение запасов полезных ископаемых на суше заставляет многие страны проявлять все больший интерес к поиску и добыче различных минералов со дна моря. Немногим более ста лет началась история подводных по­лиметаллических руд. 7 марта 1873 г. трал английского фрегата «Челленджер», совершившего трехлетнее круго­светное плавание с целью исследования глубоководных впадин, поднял с глубины 4 тыс. м нечто вроде черноватой гальки. Химики быстро установили, что эти любопытные образования состоят почти исключительно из окиси мар­ганца и представляют собой «марганцевые конкреции». В наш век интерес к этим конкрециям значительно возрос — ведь, кроме марганца, концентрация которого наи­более высока (в среднем около 25%), они содержат боль­шое число других металлов, в том числе медь, никель, кобальт, молибден. Конкреции обычно залегают в осадоч­ных отложениях, так называемом радиоляриевом или (ра­диолярии — планктонные животные организмы), на глу­бине свыше 4 тыс. м.

По данным американских исследователей, только в од­ном Тихом океане хранится 1500 млрд. т руды в форме конкреций. Если использовать всего лишь 1% этой руды, то человечество будет обеспечено марганцем на 285 лет, никелем — на 230, медью — на 17, кобальтом — на 1200 лет. Правда, в последнее время появились менее оптимисти­ческие цифры — от 1 до 3 млрд. т руды для всего Ми­рового океана (никеля от 15 до 50, меди — от 12 до 36, кобальта — от 2,5 до 7,5 млн. т).

По установленным в настоящее время критериям, ме­сторождение считается рентабельным,1 если общее содер­жание меди и никеля в руде составляет примерно 2,5%. Другое необходимое условие — плотность конкреций на дне. Она должна быть от 4 до 10 кг/м2 для месторождений площадью порядка 30 тыс. км2, что обеспечит добычу 3 млн. т руды в год. Этим требованиям пока отвечает лишь одна зона, расположенная в северной части Тихого океана между 5° и 20° с. ш. и 110° и 160° з. д. Именно в этой зоне, которая занимает 6 млн. км2 (в 10 раз больше территории Франции), ведется основная исследователь­ская работа. Однако до сих пор никто не смог доказать, что предполагаемая промышленная добыча, которая по-прежнему упирается в технические трудности, экономи­чески рентабельна.

В настоящее время рассматриваются два пути разра­ботки подводных месторождений: механический и гидрав­лический. Механическая фильера представляет собой систему ковшей, перемещающихся вдоль троса, соединен­ного с двумя судами. Сторонники этого проекта утвержда­ют: чем проще система, тем меньше у нее шансов выйти из строя. Гидравлическая фильера — это или система от­качки (морская вода — конкреции), или система с эрлиф­том (морская вода — конкреции — воздух). Главной проблемой этой гигантской отсасывающей трубы длиной в 5 тыс. м остается установка головки землесоса, которая должна собрать как можно больше руды достаточно быст­рыми темпами в среде, имеющей консистенцию меда и обладающей неравным рельефом. Переработка, которая заключается в разделении различных руд, содержащихся в конкрециях, не ставит никаких специфических проблем. Она осуществляется так же, как и переработка любой «классической» руды.

Причины увлечения многих стран конкрециями раз­личны. Например, для США они представляют огромный интерес, поскольку им приходится импортировать 85% марганца и почти полностью кобальт и никель. Есть и другие страны, также зависящие от ввоза этих металлов. Так, Япония импортирует 95% меди, кобальта и марганца и около 75% никеля.

В конце 1978 г. группе американских, японских, ка­надских и западногерманских исследователей удалось добиться успеха. С глубины 5000 м в Тихом океане к юго-востоку от Гавайских островов подводный земснаряд ис­следовательского судна «Седко-445» впервые извлек на поверхность большое количество так называемых марган­цевых конкреций. Внешне они напоминали крупные клуб­ни картофеля и содержали никель, кобальт, титан, медь, а также марганец.

По оценочным данным, запасы нефти на морском дне, как разведанные, так и предполагаемые, составляют 90 млрд. т, т. е. в 30 раз превышают объем ежегодной ми­ровой добычи. В конце 70-х годов в прибрежных шельфах действовали около 400 разведочных буровых платформ, из них 60 — в Северном море; свыше 3 тыс. установок на платформах уже добывали нефть с морского дна.

Значение Мирового океана в жизни человечества стре­мительно возрастает. В нем таятся колоссальные запасы энергии. Люди научились утилизировать лишь ничтожную ее долю, но есть надежда, что в будущем океан может сделаться одним из основных поставщиков энергии.

Идея использовать энергию приливов и отливов не но­ва. Но путь от замысла к его воплощению в строительстве приливных электрических станций — ПЭС — оказывается тернистым.

На первый взгляд, что может быть проще! Отгородил залив от моря в узком месте плотиной, поставил турби­ны — и черпай энергию. Во время прилива вода, вливаясь в залив, заставит крутиться лопасти гидротурбины. То же самое произойдет и во время, отлива, когда вода будет стремиться уйти обратно в море. Однако, когда в 1967 г. во Франции была сооружена приливная электростанция (ПЕС) «Ране», то оказалось, что ее строительство обо­шлось в три раза дороже обычной речной ГЭС.

В Советском Союзе ПЭС в основном смонтировали на заводе в Мурманске и затем уже отбуксировали к месту расположения — в губу Кислая. Там готовый блок посади­ли на заранее приготовленную «постель», загрузив песчапым балластом. Так, в 1968 г. появилась первая отечест­венная ПЭС — Кислогубская.

Этот вариант стал основой нынешних проектов ПЭС, например в Лумбовском заливе, у побережья Кольского п-ва на границе Баренцева и Белого морей. Приливы в этом месте достигают 7-метровой высоты. Здесь предпола­гается построить две дамбы общей длиной 2,8—5 км и в одной из них расположить 8 отверстий для пропуска воды, в другой — 6 наплавных четырехагрегатных блоков, ана­логичных Кислогубской ПЭС. 24 капсульных агрегата об­щей мощностью 0,3 млн. кВт позволят выработать за год около 600 млн. кВт•ч электроэнергии.

В 30 с лишним раз большую мощность — 10 млн. кВт — разовьет будущая Мезенская ПЭС. Плотина длиной 86 км отсечет восточную часть акватории залива в створе мысов Михайловский и Абрамовский. На 17-километровом тра­пециевидном «выступе» встанут 100 наплавных блоков с 400 агрегатами.

Большие возможности для строительства ПЭС откры­ваются на побережье Охотского моря, где наблюдаются 14-метровые приливы. Так, в Пенжинской губе предпола­гается построить ПЭС мощностью в 100 млн. кВт. (Для сравнения укажем, что мощность крупнейшей в мире Саяно-Шушенской ГЭС — 6,4 млн. кВт.) Море в заливе редко бывает спокойным. Ураганный ветер гонит на берег волны высотой 5—7 м. Ветер не утихает и зимой, когда столбик термометра нередко опускается к отметке минус 50°. Более 200 дней в году море покрыто ледяными поля­ми толщиной до 2 м. Какую же прочность должна иметь станция, чтобы противостоять натиску воды и льдов! По­этому здание ПЭС предполагается сделать с наклонным перекрытием, через гребень которого могут свободно пе­реползать льды. В техническом отношении создание Пен­жинской ПЭС вполне осуществимо.

В последнее время появился новый тип волновой гид­ростанции, названной изобретателями «Ракушкой». Ее необходимо строить на морской отмели, с резким перепа­дом глубин от 100 до 20 м. Лучше всего для этого подходит подводная сопка. На ее вершине и следует монтировать «Ракушку» — полую бетонную полусферу диаметром. 80 м. От макушки полусферы вниз идет вал гидротурбины, вращающий генератор. Работа такого энергоблока основа­на на возрастании волны, приближающейся к отмели. Вода, достигнув отверстия в «Ракушке», падает вниз. По расчетам, за 1 с на лопасти турбины будут обрушиваться 80 м3 морской воды. Этого вполне достаточно для работы мощного (1,5 МВт) генератора.

Изобретатели считают, что подобные волновые ГЭС выгодно располагать полукругом. Тогда станции будут не только вырабатывать энергию, но и выполнять роль вол­нолома, т. е. защищать берега от разрыва. Внутри такой бухты корабли могут пережидать непогоду. Оснастив ще­ли в нижней части «Ракушки» фильтрами, можно добить­ся дополнительно очищения морской воды от нефти. Наи­более подходящим местом для сооружения подобной электростанции считаются прибрежные воды Гавайских о-вов.

В 1978 г. в Японии начала давать ток плавучая элект­ростанция, работающая на энергии морских волн. Ориги­нально ее техническое решение. Энергия волн преобразу­ется в камерах компрессионного типа в энергию сжатого воздуха. Последний из соплового аппарата поступает на лопатки турбины, вращающей электрогенератор. Энерго­установка смонтирована на судне водоизмещением 500 т, общая длина которого 80 м, ширина 12 м. Максимальная мощность плавучей электростанции составит 2 мВт. Специалисты считают, что энергоустановки подобного ти­па уже в настоящее время экономически конкурентоспо­собны по отношению к другим известным методам элект­роснабжения небольших населенных пунктов на побе­режье океана, где дополнительные транспортные расходы существенно увеличивают стоимость привозного органи­ческого топлива.

Уже подготовлен к технической реализации интерес­ный проект по использованию океанских течений для производства электроэнергии, разработанный сотрудни­ками университета Турейна (штат Луизиана, США). Аме­риканские исследователи предполагают установить в районах относительно сильных течений турбину диамет­ром 170 м и длиной 80 м, изготовленную из алюминиевого сплава с предполагаемым сроком службы не менее 30 лет. Потоки течения воды станут вращать лопасти турбины, а через систему мультипликаторов, повышающих число обо­ротов,— и находящийся на ее валу электрогенератор. Турбину, установленную с помощью якоря на глубине в районе течений, будут поднимать на поверхность только для профилактического осмотра. По мнению авторов про­екта, наибольшую проблему представит передача произ­водимой электроэнергии по кабелю на берег. Предполага­ется, что стоимость электроэнергии на подобной электро­станции окажется соответственно в 1,8 и 1,4 раза ниже, чем на тепловых и атомных станциях.

Когда в море появились плавучие острова — буровые, это было понятно: человека манили богатейшие кладовые нефти и газа. Но сегодня все чаще можно услышать о со­оружении в море плавучих заводов и других сооружений сугубо сухопутного «профиля» — вплоть до аэродромов и гостиниц. Японская фирма «Хитачи Цозен», специализи­рующаяся на строительстве плавучих причалов, складов, холодильников, нефте- и газохранилищ, разработала про­ект плавучего отеля. В нем предусмотрены не только 500 номеров, но и парк, зрительный зал, спортивный центр, банкетные залы, теннисные корты, библиотека. Это дол­жен быть настоящий «город» отдыха и развлечений, не­смотря на то что размеры его относительно невелики: длина — 250 м, ширина — 70 м, высота — около 40 м.

Другая японская фирма выполнила заказ Саудовской Аравии на сооружение плавучего жилого комплекса для 3 тыс. рабочих морских нефтепромыслов. Плавучие отели и общежития строятся сейчас в Швеции, Финляндии, Норвегии и Бельгии.

Самое же большое сооружение в океане намерена воз­вести Японская ассоциация судостроителей — громадный аэродром площадью 576 га. Его собираются соорудить на пилонах в заливе Осака. Но этот пример — скорее исклю­чение. Большинство же сооружений для океана воз­водится на плавучих платформах из стали и бетона.

Специалисты считают, что в будущем плавучие заводы и дома получат широкое распространение во всем мире.

Загрязнение морей и океанов

Человек в своей экономической деятельности издавна тя­нулся к прибрежным районам океанов и морей. И как результат — заселение морских побережий. В настоящее время в прибрежных зонах находится 60% всех крупных городов с населением свыше миллиона человек. В не­когда глухом районе Земли — на берегах Персидского залива — в последние годы появилось 150 промышленных комплексов, в том числе 60 нефтеперерабатывающих за­водов, а также сталелитейные, цементные, химические предприятия. Степень урбанизации возрастает там еже­годно на 6—10%, а численность населения — на 0,5 млн человек.

По данным статистики, число людей, проживающих на морских побережьях в городах с миллионным населением, к началу XXI в. увеличится вдвое. Предполагается, что и тогда 90% всех бытовых сточных вод и большой объем стоков промышленных, как и сейчас, без предварительной очистки будут сбрасываться в Мировой океан.

На берегах Средиземного моря расположены страны с населением 250 млн. человек. Ежегодно промышленные предприятия приморских городов выбрасывают в море ты­сячи тонн различных неочищенных отходов, сюда же сливается неочищенная канализационная вода. Огромные массы ядовитых веществ выносят в море крупные реки.

Миллионы туристов устремляются к Средиземному мо­рю, надеясь «найти там солнце, песчаные пляжи и бирю­зовую воду». Солнца там, действительно, много, но вместе с ним на пляже и в воде легко можно приобрести гепатит и грибковые заболевания.

Неудивительно, что, по рекомендации государственных органов здравоохранения Испании, губернатор туристско­го центра Аликанте запретил использовать для купания 20 пляжей и бухт. Близ Марселя, где туристы имели обыкновение после осмотра замка Ив купаться в море, ученые обнаружили только в 100 мл морской воды около 900 тыс. кишечных палочек, ведущих свое происхождение от фекалий. Это — наивысшая концентрация таких бакте­рий в Средиземном море.

В Италии карабинеры и пожарные следят за тем, что­бы никто не купался на закрытых властями пляжах. В особенности это касается Неаполя, где в 1973 г. в резуль­тате потребления в пищу зараженных моллюсков разра­зилась эпидемия холеры, в результате которой погибли 22 человекам Даже загорать там разрешено лишь на поч­тительном расстоянии от берега.

Более 100 из 120 крупных приморских городов Среди­земноморья спускают свои канализационные воды неочи­щенными. Но и тогда, когда от воды не пахнет и в ней не видно грязи, есть причины для тревоги. Голубая средиземноморская вода во многих местах прозрачна до само­го дна, но жизни в ней нет: ядовитые промышленные от­ходы отравили ее.

Естественному процессу обновления воды в Средиземном море препятствует рост содержания нефти, которая сокращает поверхностное испарение. В 1979 г. в 1 м2 по­верхности Средиземного моря содержалось 108 мг неф­ти. Это значительно выше, чем в таком районе интенсив­ного судоходства, как Северная Атлантика, где на 1 м2 поверхности приходится 17,5 мг нефти.

С появлением супертанкеров связаны не только бес­спорные достижения научно-технической мысли. Они ста­ли одними из самых злостных виновников загрязнения ок­ружающей среды. В погоне за баснословными прибылями, которые сулит эксплуатация крупных нефтеналивных су­дов, владельцы танкеров-гигантов пренебрегают элемен­тарными нормами и правилами техники безопасности. В результате преступной небрежности судовладельческих компаний супертанкеры часто терпят кораблекрушения. За последние годы последствия таких катастроф ощутили на себе жители многих районов мира. Однако эффектив­ные меры для предотвращения подобных бедствий пока так и не приняты.

Ежегодно в Средиземное море попадает 3% нефти из потерпевших катастрофу танкеров. Однако в 10 раз боль­ше нефти сбрасывается в море при их промывке. В бухте итальянского’ порта Триест, район которого когда-то сла­вился рыбой и панцирными, нефть уничтожила всю фло­ру и фауну.

Еще большую опасность для обитателей морей пред­ставляют промышленные отходы, прежде всего ртуть и другие тяжелые металлы. Эти отходы надолго остаются в воде или концентрируются в тканях животных. Отме­тим, что 85% всех нечистот попадают в Средиземное мо­ре с континентов, причем большая их часть — из удален­ных от моря промышленных центров и городов, прежде всего таких индустриальных стран, как Испания, Фран­ция, Италия. Подавляющее количество загрязняющих ве­ществ приносят в Средиземное море реки Рона, По и Эбро.

Почти все промышленные предприятия на испанском побережье Средиземного моря работают с плохо функци­онирующими очистными сооружениями или совсем без них. На Адриатическом побережье море отравляют 35 тыс. итальянских промышленных предприятий. Лишь одна ла­гуна Венеции, размеры которой составляют 500 км2, при­нимает неочищенный сброс от 76 заводов.

Сильно загрязнено Мраморное море. Ежегодно танке­ры вместе с балластными водами сбрасывают в него бо­лее 4 млн. т нефти. Отходы промышленных предприятий, горы мусора на некогда великолепных пляжах, слив кана­лизационных вод привели к тому, что редкий смельчак рискнет здесь искупаться.

Внутреннее Японское море издавна играет большую роль в жизни народа Страны восходящего солнца. Оно не только служит важным источником питания значительной части населения, но и является основной транспортной артерией, связывающей расположенные на его берегах крупные промышленные центры, которые обеспечивают почти 30% национального дохода страны. Девять префек­тур этого региона дают ежегодно 52,4 млн. т стали, 1,8 млн. т этилена, более 4,5 млн. т бумаги. Ежедневно перерабатывается около 1870 тыс. баррелей нефти.

Но процветание имеет и оборотную сторону. Бесконт­рольное хозяйничанье монополий, стремящихся к получе­нию прибылей любой ценой, привело к сильному загряз­нению в этом районе окружающей среды. Недооценка пос­ледствий нарушения экологических процессов привела в 50-х годах к человеческим жертвам. В результате ртут­ного отравления погибло несколько десятков человек в Минамате, рыбацком поселке в южной части острова Кю­сю. К 1970 г. заражение окружающей среды приобрело в Японии трагические масштабы, поставив под угрозу жизнь человека.

В принятой в конце 1972 г. Международной конвенции по предотвращению загрязнений морей сбросами отходов указаны, в частности, наиболее вредные продукты хими­ческого загрязнения. Это, как уже отмечалось, нефть и нефтепродукты, хлорорганические пестициды, некоторые тяжелые металлы (ртуть, кадмий, свинец).

Количество поступающей за год в Мировой океан неф­ти, по различным источникам, составляет 5—10 млн. т. По данным ООН, в 1967 г. объем мировой добычи нефти составлял 1,85 млрд. т, в 1970 г.— 2,2 млрд. т. В 1979 г, мировая добыча нефти и газового конденсата составила 3,2 млрд. т. Несомненно, с ростом добычи нефти будет уве­личиваться загрязнение Мирового океана. Можно пред­положить, что размеры загрязнения будут возрастать в связи со стремительным развертываем добычи нефти на континентальном шельфе. В 1970, г. на таких промыслах добывалась 1/6 часть общего объема нефти, в дальнейшем добыча нефти в этих районах непрерывно увеличивалась.

В 1979 г. Карибский бассейн стал ареной крупнейшей экологической катастрофы в истории нефтеразведки. В ре­зультате аварии на расположенной в Мексиканском зали­ве буровой установке, принадлежащей мексиканской го­сударственной компании «Пемекс», в море в течение не­скольких месяцев вытекала нефть. «Черный прибой» неот­вратимо надвинулся на северо-восток, покрыв свыше 200 км пляжей американского штата Техас слоем нефти.

В 1978 г. побережье Бретани (Франция), в четвертый раз за последние десять лет, стало ареной морской ката­строфы — на прибрежных рифах разбился гигантский су­пертанкер «Амоко Кадис». 230 тыс. т сырой нефти, на­ходившейся в его танках, разлилось гигантским пятном на 200 км вдоль побережья одного из живописнейших районов Франции. На многие месяцы и даже годы ока­зались погубленными рыбные и моллюсковые промыслы на десятках километров Бретонского побережья; морской фауне в этом районе был нанесен неисчислимый ущерб.

Нефть, разлитая в море, растекается на поверхности воды, образуя тонкую пленку, которая прерывает обмен воды с газами атмосферы и тем самым нарушает жизнь морского планктона, создающего кислород и первичную продукцию органического вещества в океане.

Нефтяное загрязнение морей пагубно отражается на живых организмах. Нефтепродукты подвергаются естест­венному окислению весьма медленно, и поэтому их коли­чество увеличивается из года в год. В условиях Аркти­ческих морей нефть может сохраняться до 50 лет. На пол­ное окисление 1 л нефти при средних климатических условиях требуется запас кислорода, растворенного в 400 тыс. л морской воды. Потери такого количества кис­лорода пагубно отражаются на жизни многих морских организмов.

Нефтепродукты загрязняют не только поверхность во­ды, но и распространяются по всей толще, оседают вместе с илом на дно и способны к вторичному загрязнению во­ды. Легкие фракции нефти находятся в виде пленки на поверхности и в виде водного раствора в толще воды, а утяжеленные фракции оседают на дно моря. Таким обра­зом, нефть представляет опасность для живых организмов, обитающих на поверхности, в толще воды и на дне. Установлено, что содержание в воде нефтепродуктов свыше 16 мг/л вызывает гибель рыб, нарушает нормаль­ное развитие икры. Замечено, что случаи катастрофического разлива нефти в море приводят к уничтожению мно­жества морских птиц. Нефть проникает в оперение и изменяет структуру пера, ухудшая плавучесть и теплоизо­лирующие свойства. Когда птицы начинают чиститься клювом, нефть и мазут проникают внутрь организма. Это приводит к полному отравлению организма. Кроме того, в районе разлива нефти уничтожаются кормовые ресур­сы. Это заставляет оставшихся в живых птиц покидать район загрязнения нефтью. Разлившаяся нефть представ­ляет опасность и для крупных морских животных — китов, тюленей и дельфинов. Нефтяная пленка пристает к по­верхности тела животных. У тюленей мех теряет теплоизолирущие свойства и вызывает воспаление глаз, кото­рое кончается слепотой.

Морям и океанам — чистые воды

Вопросы загрязнения моря судами привлекли внима­ние международных организаций в 1954 г., когда начала разрабатываться первая Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Она была принята в 1958 г. и дополнена в 1969 и 1971 гг. В 1958 г. была создана межправительственная Морская консульта­тивная организация, основное значение которой вначале ограничивалось контролем за соблюдением положений Конвенции.

Придавая важное значение борьбе за охрану морской среды, Советский Союз активно участвовал в новой Меж­дународной конференции, созванной в Лондоне в октябре 1973 г., где была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. По сравнению с прежним новое соглашение имеет немало преимуществ. Прежде всего, Конвенция 1973 г. касается не только неф­ти, но и других перевозимых вредных веществ, а также отходов (сточные воды, мусор), образующихся на судах в результате их эксплуатации. В Приложениях к основному документу изложены международные стандарты допусти­мых сливов, даны рекомендации, касающиеся оснащения судов оборудованием, необходимым для сохранения чисто­ты моря. Предусмотрены даже конструктивно-технические решения и технологические меры. Сама Конвенция содер­жит статью, согласно которой каждое судно обязано иметь сертификат — свидетельство о том, что корпус, механизмы а прочая оснастка соответствуют правилам предотвращения загрязнения моря (они также сформулированы в Приложе­ниях).

Соблюдение этой статьи проверяется во время спе­циальных инспекций при заходе в порты. Нарушителям гро­зят ощутимые санкции. Прежнее соглашение охраняло чис­тоту морей лишь в сравнительно узкой полосе так назы­ваемых запретных зон. Теперь «запретной» становится вся акватория Мирового океана.

Учитывая печальные уроки недавнего прошлого, кон­венция устанавливает особо жесткие нормы содержания нефти в воде, сбрасываемой танкерами. Если же эти суда имеют вместимость более 70 тыс. брутто-регистровых т, то они должны располагать отдельными емкостями для при­ема чистого балласта — в такие отсеки нефть запрещается грузить вообще. Для всех особых районов (к ним отнесены, в частности, Балтийское, Средиземное и Черное моря) при­нят единый режим, а именно: полный запрет слива нефтесодержащих вод с танкеров и сухогрузных судов вместимо­стью свыше 400 брутто-регистровых т. Все сбросы с них должны выкачиваться только на береговые приемные уст­ройства.

За последние годы, особенно после принятия в 1969 г. Советским Союзом Международной конвенции по предот­вращению загрязнения моря нефтью, на отечественных морских судах, в портах и других объектах морского флота значительно усилилась работа по обеспечению сбора и ути­лизации отработанных нефтепродуктов, поддержанию чис­тоты портовых акваторий, строительству новых и повыше­нию эффективности действующих сооружений и устройств для очистки загрязненных сточных вод.

В законодательстве СССР предусмотрены строгие ме­ры ответственности за загрязнение моря веществами, вред­ными для здоровья людей или для живых ресурсов моря. Лица, виновные в этих нарушениях закона, могут быть привлечены в уголовной ответственности с применением таких мер наказания, как лишение свободы, исправитель­ные работы или штраф.

В дополнение к действующему законодательству в 1978 л Совет Министров СССР принял Постановление по вопросу о порядке возмещения материального ущерба, причиняемого государству загрязнением моря. Согласно этому постановлению, органам по регулированию использования и охране вод предоставлено право предъявлять государст­венным предприятиям, организациям и учреждениям, кол­хозам и иным кооперативным и общественным организаци­ям и гражданам СССР, а также иностранным лицам иски о взыскании в доход государства средств в возмещении ущер­ба, причиненного загрязнением внутренних морских и тер­риториальных вод СССР вследствие незаконного сброса в них с судов и других плавучих средств (либо непринятия необходимых мер к его предотвращению) веществ, вред­ных для здоровья людей или живых ресурсов моря, либо смесей, содержащих такие вещества свыше установленных норм. Методика подсчета указанного ущерба определяется Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР с участием Министерства финансов СССР и других заинтере­сованных организаций.

В настоящее время все новые транспортные суда имеют сепарационные установки для очистки воды от нефти, а танкеры — устройства, позволяющие осуществлять мой­ку грузовых танков без слива нефтеостатков в море. Суда старой постройки оснащаются таковыми при очередных ремонтах. В нефтеналивных портах Черноморского бассей­на (Туапсе, Новороссийске, Батуми и др.) построены и успешно эксплуатируются береговые сооружения для при­ема с танкеров и очистки загрязненных балластных вод:

Для очистки поверхности портовых акваторий от мусо­ра и аварийно разлитых нефтепродуктов начато серийное производство плавучих нефтемусоросборщиков. С целью повышения ответственности капитанов судов, а также обес­печения контроля за выполнением мероприятий по предот­вращению загрязнения моря нефтью на морских судах за­ведены специальные журналы, в которых фиксируются все производимые грузовые операции с нефтью и нефтепродук­тами, отмечается место и время сдачи или слива судами эагрязненных нефтью сточных вод и нефтеостатков.

Танкеры оборудуются замкнутыми промывными систе­мами. На транспортных судах широко применяются нефтеводные сепараторы, специальные емкости для мусора и загрязненной воды (содержимое этих емкостей в портах принимают суда-сборщики либо оно откачивается на очист­ные станции). Для уничтожения следов нефти используют эффективные химикаты. В советских портах работают спе­циальные суда, собирающие с поверхности воды не только нефтяную пленку, но и твердый мусор. Министерство морского флота СССР разработало и ввело в действие стро­гое Наставление по предотвращению загрязнения моря нефтью.

Советский танкер «Крым» водоизмещением в 182 тыс. т — первый танкер в мире, полностью отвечаю­щий стандартам, установленным Международной конвен­цией 1973 г. по борьбе с загрязнением моря. Двойное дно предохранит морские воды от загрязнения, даже если суд­но сядет на мель.

В 1978 г. утвержден проект необычного танкера, создан­ный ленинградскими конструкторами-специалистами. Он имеет 16 танков для перевозки одновременно четырех сортов различных нефтепродуктов. 12-метровая осадка позволяет танкеру заходить в большинство гаваней плане­ты. Его дедвейт — 65 тыс. т. Рождение нового судна, кото­рое получило имя «Победа», — еще одно проявление забо­ты о сохранении окружающей среды.

У танкера — двойные борта и двойное дно. Между бор­тами предусмотрено свободное пространство шириной в два метра. Иными словами, обшивка судна как бы одета в дополнительную металлическую «рубашку», которая не даст грузу уйти в воду, если, скажем, танкер сядет на мель или попадет в иную беду. Для того чтобы предотвратить загрязнение моря, конструкторы «поручили» свободному пространству между корпусами важную задачу. Оно за­полнится водой в период балластных переходов. Войдя в порт, судно встает под погрузку. Прежде всего, конечно, необходимо откачать эту воду обратно в море. Она будет такой же, какой ее взяли,— абсолютно чистой. Нынче на судах балластная вода принимается прямо в грузовые танки.

Новый танкер отличает еще одна важная особенность. Сейчас все подобные суда оснащены специальными систе­мами обогрева груза: при перевозке мазута или вязкой неф­ти требуется поддерживать в танках определенную тем­пературу. Теперь от холодного воздействия воды за бортом груз в значительной степени будет предохранять второй корпус, а также образованная между корпусами воздушная подушка. Получается своеобразный «термос».

На танкере предусмотрено все, чтобы отвести возмож­ные неприятности. В частности, разрабатывается новая навигационная система, которая позволит ему автомати­чески расходиться сразу с двенадцатью судами.

Намечено построить целую серию таких судов. Они при­дут на смену танкерам, срок эксплуатации которых исте­кает.

В феврале 1976 г. было опубликовано постановление ЦК KПСС и Совета Министров СССР «О мерах по пре­дотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей». Это постановление свидетельствует о неустанной заботе, которую Советский Союз проявляет об охране окружающей среды.

Министерствам и ведомствам, в ведении которых нахо­дятся предприятия и организации, сбрасывающие неочи­щенные сточные воды в реки и другие водоемы бассейнов Черного и Азовского морей, установлены задания по прове­дению мероприятий по полному прекращению сброса путем внедрения прогрессивной технологии производства, пре­дотвращающей загрязнение внешней среды, комплексной переработки сырья, утилизации промышленных отходов и строительства эффективных очистных сооружений и обез­вреживающих установок.

В постановлении указаны города и населенные пункты, а также наиболее крупные предприятия, шахты и органи­зации, где необходимо провести мероприятия по полному прекращению сброса неочищенных сточных вод в реки и другие водоемы бассейнов Черного и Азовского морей.

Все суда и другие плавучие средства и установки (плат­формы) Министерства морского флота, Министерства рыб­ного хозяйства СССР и других министерств и ведомств, находящиеся на Черном и Азовском морях и на впадаю­щих в них реках, должны быть оснащены необходимым оборудованием для очистки или сброса нефтесодержащих и других загрязненных вод и мусора и сдачи их на плаву­чие или береговые приемные устройства.

В целях обеспечения охраны уникальных по природным условиям прибрежных районов Черного и Азовского морей и планомерного осуществления мер по рациональному ис­пользованию их естественных богатств предложено разра­ботать региональную схему охраны природного комплекса и рационального использования естественных ресурсов этих морей на перспективу до 2000 г,

Совсем недавно был реализован проект глубоководного выпуска сточных вод г. Ялты, позволивший очистить по­бережье от большого количества мелких выпусков сточных вод. Углубление струи выпуска происходит на глубине 70—80 м без ее подъема на поверхность моря. Сточные воды попадают в зону кругового черноморского течения, которое не подходит к берегу ближе, чем на 4 км.

В июле 1976 г. Совет Министров СССР принял поста­новление «О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря». Советам министров РСФСР, Белорусской, Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, а также соответствующим министерствам и ведомствам СССР предписано осуществить комплекс мероприятий по полному прекращению сброса неочищенных сточных вод в реки и другие водоемы бассейна Балтийского моря. Ука­заны города и другие населенные пункты, наиболее круп­ные предприятия и организации, где требуется осущест­вить мероприятия по полному прекращению сброса неочи­щенных сточных вод в реки и другие водоемы бассейна Балтийского моря.

Министерству морского флота, Министерству рыбного хозяйства СССР и другим министерствам и ведомствам, ‘имеющим суда, иные плавучие средства и установки на Балтийском море и на впадающих в него реках, поручено оснастить такие средства необходимым оборудованием для очистки или сбора нефтесодержащих и других загрязнен­ных вод, мусора и сдачи их на плавучие или береговые приемные устройства. Устанавливаются задания по приему с 1 января 1977 г. на очистные сооружения загрязненных вод с судов, плавающих в бассейне Балтийского моря.

Ряду министерств СССР и советам министров РСФСР, Белорусской, Литовской, Латвийской и Эстонской ССР предложено усилить контроль за соблюдением предприя­тиями, организациями и гражданами установленных пра­вил применения ядохимикатов, а также за выполнением сельскохозяйственными водопользователями требований по очистке сточных вод, сбрасываемых ими в реки и дру­гие водоемы бассейна Балтийского моря. Соответствую­щим организациям поручено разработать региональную схему охраны комплекса природных условий и рациональ­ного использования естественных ресурсов прибрежного района Балтийского моря на перспективу до 2000 г.

Балтийское море почти не имеет выхода в, Мировой океан. По подсчетам специалистов, период водообмена Бал­тики довольно долгий — 50, а для донных слоев — 100 лет. Волны моря омывают берега высокоразвитых индустриаль­ных государств. И здесь слову «омывают» следует придать самый прозаический смысл. В море сбрасываются непо­средственно или попадают с водами рек стоки коммунальных и промышленных предприятий, удобрения и ядохими­каты с полей, нефтепродукты и др. Недостаток кислорода в донных слоях, «цветение воды», ряд других нежелатель­ных явлений требуют постоянной и эффективной борьбы с любыми загрязнениями, больших совместных усилий стран, окружающих Балтику. В соответствии с Конвенцией, за­ключенной Прибалтийскими государствами, в Балтийском море категорически запрещено сбрасывать за борт нефтя­ные отходы и воду после промывки трюмов грузовых и нефтеналивных судов.

Правительство СССР в 1978 г. одобрило Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г.

Море загрязняется нефтью не только в результате ава­рий танкеров, но и из-за неисправностей в них, способст­вующих утечке горючего. Найти в таком случае виновного до сих пор было невозможно. С 1979 г. в Балтийском море начался эксперимент, предложенный шведскими специали­стами. Теперь перед заливкой в танкеры нефти в нее до­бавляют комбинации мельчайших частиц металла, особые для каждого судна. При утечке нефти анализ найденного в море пятна позволит быстро определить «хозяина» по­терянного топлива и принять нужные меры. По решению состоявшейся в Стокгольме Международной конференции по защите Балтийского моря, испытания будут проведены на нескольких судах. Однако позднее свои персональные метки будет получать каждый идущий через Балтику танкер.

В Польше разработан химический препарат для очист­ки больших водных поверхностей от загрязнений нефте­продуктами. Новое средство неядовито, оно быстро впиты­вает в себя нефть и другие нефтепродукты, образующие пленку на поверхности воды. Поскольку новое вещество не тонет и не растворяется в воде, его легко собирать с поверх­ности. Препарат прост в изготовлении.

Мощный «фильтр» защищает чистоту акватории Фин­ского залива. На о-ве Белый принята в эксплуатацию пер­вая очередь Ленинградской станции аэрации, рассчитанная на очистку 1,5 млн. м3/сут сточных вод. Создание этого крупного очистного комплекса является важным этапом реализации программы защиты окружающей среды — со­ставной части комплексного плана экономического и соци­ального развития Ленинграда. Строительство трех таких станций позволит полностью очищать все сточные воды го­рода.

Специальное судно типа катамаран, предназначенное для очистки водной поверхности от загрязнений, сконструи­ровано шведской фирмой. Судно имеет длину 12 м и ширину 4,6 м. На нем установлены четыре ленточных транспортера, покрытых специальным составом, который впитывает маслянистые вещества, загрязняющие поверх­ность, и отталкивает воду. Собранные с поверхности воды маслянистые вещества сливаются в специальный кон­тейнер.

Большие работы проводятся на дальневосточных мор­ских портах. Введена в строй действующих первая очередь очистных сооружений в порту Восточном — круп­нейшей транспортной новостройке Дальнего Востока. Сложная система состоит из десятков километров трубо­проводов, станции биологической очистки, морского нефтемусоросборщика.

Дальневосточные порты обеспечены плавучими сбор­щиками нефтепродуктов, загрязненных вод, мусора. На побережье возводятся очистные сооружения с биологиче­ской обработкой сточных вод. Выделены плавучие средст­ва для обслуживания заходящих судов. Специализирован­ное судно «Лазурная» предназначено для сбора загряз­ненных вод и химической очистки судовых танков. После очистки на береговых пунктах воду будут спускать в бух­ту. Сейчас только в Находке и Владивостоке насчитыва­ется более десяти морских «санитаров».

В настоящее время охрана морей и океанов не может ограничиться национальными рамками. Необходимы стро­гие международные соглашения по этому вопросу. Это дает возможность разработать научно обоснованную рекомен­дацию по международной регламентации охраны океана от загрязнения. Несомненно, совместные усилия внесут зна­чительный вклад в использование богатств океана на благо всего человечества.

Морскоой щит Ленинграда

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений», предусматривающее боль­шой объем уникальных гидротехнических работ. Рассчи­танные на десятилетие, они сыграют особую, поистино историческую роль в судьбе Ленинграда…

В истории Северной войны (1700—1721 гг.) говорится о военном совете, который выбирал место для крепости, могущей преградить путь в Неву иноземному флоту. По­становили строить ее не на правом берегу Невы при впадении в нее р. Охты (здесь издавна существовало рус­ское поселение, превращенное шведами в город-крепость Ниеншанц и отвоеванное нашими войсками), а ближе к морю. Выбор пал на Заячий остров, где через несколько дней, 16 мая 1703 г. (27 мая по н. с), и была «крепость заложена и именована Санкт-Петербурх» (ныне — Петропавловская).

Но если создание Петропавловской крепости диктова­лось соображениями военного характера, то решение о переносе столицы к Балтике принималось с учетом страте­гических, экономических, политических интересов государ­ства, с целью превратить Россию в мощную морскую дер­жаву. Энергично действуя «наперекор стихиям», тогда, разумеется, не могли предвидеть, что новый город будет вынужден с таким напряжением противостоять стихии.

Вопреки первоначальным градостроительным планам Васильевский остров так и не стал центром Петербурга — залив рядом и почти ежегодно выходит из берегов. Здесь, на Васильевском, у здания Горного института находится главный водомерный пост, фиксирующий высоту подъема воды. Нулевая отметка футштока этого поста соответству­ет среднему, многолетнему уровню воды на Неве. Эту отметку принято называть ординаром. Весьма часто она накрывается волнами, но беда начинает грозить после то­го, как вода превысит ординар на 1,5 м. За 276 лет суще­ствования города было 240 наводнений, и 17 из них — за последнее десятилетие.

Сохранилось много документов о местных наводнениях. Уже в первый год работ вода смыла с Заячьего острова часть строительных материалов, заготовленных для кре­пости. Спустя три года в письме Меньшикову Петр I сооб­щал, что в его покоях вода стояла на 21 дюйм выше пола.

Трижды отмечались подлинные катастрофы. Осенью 1777 г. вода поднялась на 3,1 м и опустошила большую часть города. Страшные бедствия вызвали наводнение в ноябре 1824 г., хорошо известное нам по «Медному всад­нику» А. С. Пушкина. Спустя сто лет, в сентябре 1924 г., уровень воды поднялся на 3,69 м, затопив почти половину Ленинграда. Аналогичная картина наблюдалась и в 1929 г. Только в ноябре 1978 г. вода в Неве трижды поднималась выше двухметровой отметки ординара. При подъеме реки до 3,5 м затопленной оказывалась пятая часть города.

Долгое время, почти лет двести, господствовало мнение, что вода в Неве поднимается из-за сильных ветров, кото­рые всегда дуют в дни наводнений. На самом же деле при­чина более сложная. Ленинградские наводнения возника­ют в результате действия в зоне Балтийского моря и Фин­ского залива воздушных вихрей — циклонов, которые зарождаются у берегов Исландии. Проносясь над Балти­кой, циклон образует так называемую длинную волну. Она заходит в Финский залив и продвигается по нему со скоро­стью 50—60 км/ч, иногда и вдвое большей. По мере того как залив сужается и глубины его уменьшаются, гребень длинной волны непрерывно повышается. Она усиливается в Финском заливе ветровым нагоном и при продвижении к устью Невы не встречает сопротивления. Эта колоссаль­ная сила врывается в Невскую губу, затем в устье Невы и быстро поднимает воду.

Изучив механизм зарождения нагонных наводнений, легче было совершенствовать систему прогнозов и опове­щений. В Таллине, Нарве, Кронштадте, на ряде островов Финского залива созданы наблюдательные станции. На основе их сведений о прохождении длинной волны и с уче­том остальных погодных факторов в северо-западном уп­равлении Гидрометеослужбы оперативно ведутся расчеты, когда и насколько поднимется уровень воды. Сейчас до­вольно точные прогнозы удается дать за 5—8 часов до нача­ла атаки с моря. Этого времени уже достаточно, чтобы го­род принял срочные меры.

Однако как ни важны своевременные прогнозы, они не отменяют ударов стихии. А именно такая задача вытекает из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР: избавить Ленинград от наводнений — малых, больших, ка­тастрофических. Избавить навсегда!

В разное время выдвигалось немало идей по защите города. Вскоре после того как правительство утвердило в 1966 г. Генеральный план развития Ленинграда, началось составление технико-экономического обоснования проекта защиты. Затем в течение пяти лет разрабатывался сам технический проект. Главной организацией и на этом эта­пе стало Ленинградское отделение института «Гидропро­ект», имеющего большой опыт создания многих крупных гидротехнических сооружений, включая электростанции на Волхове, Свири, Днепре, Енисее. В эту работу включи­лось еще более 50 научных и проектных институтов и ор­ганизаций, Анализировались все наблюдения прошлых лет, велись теоретические расчеты, исследования и экспе­рименты на гидравлических и математических моделях с привлечением электронно-вычислительной техники. Очень тщательно прорабатывалась тема гидрологического и са­нитарного состояния Невской губы — в изучении этих вопросов участвовало 20 научных институтов.

Трасса защиты пойдет от поселка Горская на северном берегу Финского залива к Кронштадту и дальше к г. Ло­моносов на южном берегу. Ее общая длина — 25, 380 км, из них 22 приходятся на акваторию залива.

Это будет не какой-то вал, а сложный комплекс соору­жений. Его образуют 11 каменно-земляных дамб, два про­лета — шириной 110 и 200 м — для пропуска судов различ­ного водоизмещения, 64 отверстия, каждое шириной по 24 м. Все это обеспечит хорошую проточность и водообмен акватории Невской губы.

Но как только центральный пост управления на о-ве Котлин, где стоит Кронштадт, примет прогноз об ожидаю­щемся подъеме воды на 1,5 м и выше, диспетчер даст ко­манду автоматическим и телемеханическим устройствам. Откатные ворота и сегментные затворы закроют пролеты, отверстия, и вместе с дамбами этот, уже единый и непро­ницаемый щит примет на себя натиск водной стихии, прег­радит путь не только к Ленинграду, но и к Кронштадту, остальным пригородам на побережье Невской губы.

Исполинские затворы в течение получаса преградят по тревоге доступ нагонной волны. Скорость — немаловажный фактор в борьбе со стихией. С момента обнаружения волны до встречи с ней остается всего несколько часов. Между тем каждые ворота весят 5 тыс. т. Их створки будут выка­тываться навстречу друг другу по рельсам, проложенным на дне залива.

В истории Ленинграда не отмечались подъемы воды до 5 м, но вероятность такого наводнения не исключена. Вот почему предусмотрена защита от уровня воды в пять с половиной метров.

По сложности, стоимости, объему работ предстоящее сооружение, действительно, не имеет аналогов, оно, что называется, «на грани фантастики». Экономисты же под­считали — эта фантастика, воплощенная в реальность, оку­пится уже через шесть лет.

Не станет ли причиной наводнений сама Нева, если ее течению в случае опасности наступления стихии с моря преградят путь защитные сооружения?

Отделенной от залива окажется довольно большая аква­тория — почти 400 км2. При закрытых водопропускных и судопропускных устройствах уровень воды в ней от стока Невы способен подниматься всего на два сантиметра в час. Наводнения же, как свидетельствуют многолетние наблю­дения, продолжаются не более суток. Таким образом, нев­ские воды не смогут вызвать сколько-нибудь серьезного отклонения от обычных норм.

По гребню сооружений через Финский залив пройдет, шестиполосная автомагистраль. Она станет частью скоро­стной кольцевой дороги вокруг Ленинграда, которая изба­вит город от транзитных перевозок. Чтобы машины и кора­бли не задерживали друг друга, под судоходными каналами» будут построены тоннели, а над водопропускными отвер­стиями — мосты. На разных участках запроектированы транспортные развязки, пешеходные переходы, спуски к воде. Вдоль защитных сооружений будет благоустраивать­ся приморская пригородная зона, появятся новые базы от­дыха. По сути, это еще одно «кольцо здоровья» для много­миллионного города. Будут созданы пляжи, лодочные станции, причалы для яхт. Вдоль трассы и на ближних к ней островах возникнет живописная курортная зона.

Прекрасная панорама города откроется с этой удиви­тельной морской автострады, пересекающей залив от Ло­моносова до противоположного берега, через о-в Котлин, мимо могучих бастионов Кронштадта.

Однако не только сторожевые функции возлагаются на гидротехническое сооружение. Не случайно его строитель­ство по инициативе ленинградской партийной организации внесено в перспективный план экономического и социаль­ного развития города. В полной безопасности можно будет возводить западный массив Ленинграда, его морской фасад.

Одна из особенностей проекта в том, что он способству­ет успешному выполнению важной градостроительной за­дачи: формированию величественного морского фасада Ле­нинграда на всем более чем 25-километровом его протя­жении по берегам залива. Для этого уже сейчас делается многое. Поднимаются низменные болотистые участки. Вскоре здесь вырастут крупные жилые массивы, здания общегородского значения. Первой из них вошла в строй красивая, видимая с дальних водных подступов к Ленин­граду 17-этажная гостиница «Прибалтийская».

А не повлияет ли морской щит на экологическую сферу?

На протяжении ряда лет влияние гидротехнических со­оружений на гидрологию, гидрохимию, санитарное состоя­ние города, как уже говорилось, изучалось многими науч­но-исследовательскими организациями. Все они пришли к выводу, что не только нет никакой опасности, но, даже наоборот, будущие условия должны стать лучше нынешних. Огромная «гребенка», создав равные уровни в Невской гу­бе и заливе, ни в коей мере не помешает протоку воды, а местами и усилит прибрежное течение. Не изменится тем­пература воды, ее соленость. Даже волны и те не «постра­дают».

Исследования показали, что санитарный режим в Нев­ской губе не изменится, причем к моменту завершения строительства полностью прекратится сброс неочищенных стоков в Неву и ее притоки. Мощные очистные сооружения, которые создаются сейчас на искусственном острове в Фин­ском заливе и в пос. Ольгино, будут «перерабатывать» все промышленные и бытовые стоки и возвращать морю только чистую воду. Проект прошел государственную экс­пертизу с участием видных специалистов и ученых и полу­чил высокую оценку. Тем не менее исследования и тща­тельные проверки заложенных в проекте решений будут продолжаться.

Если подняться над городом на вертолете, можно уви­деть, что кое-где уже проглядывают наметки будущей си­стемы. Ведутся работы под Ломоносовым, в поселке Гор­ское, на о-ве Котлин. Углубляются каналы, намываются берега. И с каждым годом контуры огромной строитель­ной площадки будут проступать все отчетливее. Возведе­ние морского щита Ленинграда комсомол объявил своей ударной стройкой.

Предстоит по основным сооружениям защиты вынуть 15 млн. м3 грунта, уложить в тело сооружений 26 млн. ммягких и скальных грунтов и 2 млн. м3 бетона и железобе­тона, смонтировать 40 тыс. т металлоконструкций и обору­дования.

Создание защиты предполагается завершить к 1990 г.

Решение о создании комплекса защиты от наводнений — яркое свидетельство постоянной заботы партии и государ­ства о городе Ленина, о ленинградцах.