7 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Паровая машина работает за счет энергии водяного пара. Энергия — это способность тела произвести работу. Водяной пар может произвести самую разнообразную ра­боту, например приводить в движение паровоз, пароход, паровую турбину, паровой молот, водяной насос и дру­гие машины. Работа — это величина, измеряющая коли­чество энергии, превратившейся в данном процессе из одного вида в другой. Изменение энергии определяется той работой, которую надо совершить, чтобы вы­звать это изменение. Поэтому мерой энергии служит та же единица, как и для измерения работы, т. е. кило­граммометр. О том, как измеряется работа, будет ска­зано ниже.

Энергия, точно так же, как и вещество, обладает за­мечательным свойством: она не исчезает и не создается вновь, а только переходит из одного вида в другой. В при­роде энергия встречается в различных видах: химическая, тепловая, механическая, электрическая, световая энергия. Все виды энергии делятся на два класса — потенциаль­ная энергия (энергия покоя) и кинетическая энергия (энергия движения). Водяной пар, находящийся в котле, не производит работы, но он при известных условиях мо­жет произвести ее, в этом случае о паре говорят, что он обладает потенциальной энергией. Тот же пар, выходя из сопла (Соплом называется насадка на конец трубы или канал, из ко­торого, выходит струя пара) струей, обладает энергией движения, или кине­тической энергией, и, попадая на лопатки, укрепленные по окружности колеса, заставляет его вращаться. В быту мы постоянно встречаемся с превращением энергии. В топках паровых котлов на электростанции при сжига­нии топлива его скрытая химическая энергия переходит в тепловую энергию продуктов горения, которые, нагревая воду, превращают ее в пар. Далее тепловая энергия пара в турбине превращается в механическую энергию, необхо­димую для вращения электрогенератора, в котором меха­ническая энергия превращается в электрическую. А на заводах электроэнергия посредством электродвигателей снова превращается в механическую энергию, которая приводит в движение станки. В электропечах электроэнер­гия превращается в тепловую, в осветительных прибо­рах — в световую и т. д.

Однако, превращая энергию из одного вида в другой, полностью ее использовать не удается — часть энергии расходуется не по назначению, бесполезно. Например, в машинных отделениях жарко, хотя их обычно не отапли­вают. Откуда же берется тепло? Оказывается, что в па­ротурбинной установке в механическую энергию, т. е. по назначению, превращается только часть тепловой энергии, около трети всей затраченной. Остальная часть тепловой энергии уходит с отработавшим горячим па­ром, расходуется на преодоление трения вала в подшип­никах машины и на нагрев воздуха в машинном отде­лении. Эти расходы тепловой энергии называются «потерями».

Все машины обладают потерями: одни большими, дру­гие — меньшими. Поэтому машины различают не только по конструкции и характеру превращения энергии, но и по величине коэффициента полезного действия, т. е. по отношению полезно расходуемой энергии ко всей затра­ченной. Коэффициент полезного действия выражается в процентах, и, чем он выше, тем большая часть затраченной энергии используется полезно. Так, для паросиловых машин (паровоз, локомобиль и др.) коэф­фициент полезного действия равен 7—20%, для двига­телей внутреннего сгорания (автомобильный, мото­циклетный двигатели и др.) — 25—35%, а для водяной турбины — около 75%.