7 місяців тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Изобретателем парохода считают Роберта Фултона. Первый пароход его, испытанный на реке Сене в Париже, оказался слишком тихоходным из-за неудачной конструкции гребного приспособления. Второй его пароход «Клермонт» был построен в Америке и в 1807 году совершил первый удачный рейс, после которого пароходостроение начало быстро развиваться. На «Клермонте» гребные ко­леса приводила в движение одноцилиндровая паровая ма­шина двойного действия мощностью 18 лошадиных сил, с котлом в кирпичной обмуровке.

В России первые пароходы, или, как их раньше назы­вали, «пироскафы», начали ходить с 1815 года.

Судовые машины развивались быстрее стационар­ных, так как выигрыш в их размерах и весе и большая экономичность позволяли для коммерческих судов уве­личить полезный груз, а для военных кораблей — воору­жение.

Паровые машины с балансирами, громоздкие и тяже­лые, уступили место безбалансирным (отметим, что пер­вая безбалансирная машина была построена на Ижор­ском заводе в Петербурге). Давление пара в судовых котлах было первоначально очень низким — всего до 1,25 атмосферы, значительно отставая от сухопутных уста­новок. Это объясняется тем, что для охлаждения пара в конденсаторах применялась забортная морская вода, по­ступавшая затем вместе с конденсатом в котлы. При бо­лее высоком давлении, а следовательно, и более высокой температуре пара и равной ей температуре воды в котле, соли, содержащиеся в морской воде, осаждались на стен­ках котла, а это уменьшало их теплопроводность и, кроме перерасхода топлива, вызывало опасный перегрев их. Только после того, как стали применять поверхностный конденсатор, в котором охлаждающая вода проходит по трубкам, омываемым отработавшим паром, и не смеши­вается с ним, и после того, как вместо забортной воды стали применять чистый конденсат с добавкой пресной воды, давление пара стало повышаться.

Горизонтальные машины остались только для враще­ния гребных колес с малым числом оборотов, а для вин­товых пароходов применяются исключительно более бы­строходные и более компактные вертикальные машины, преимущественно тройного расширения.

В начале XX века судовые машины достигли огромной мощности 17 500 лошадиных сил. В настоящее время на военных и крупных коммерческих судах, особенно на пас­сажирских пароходах, они вытеснены паровыми турби­нами, хотя еще и устанавливаются на мелких и средних судах.