3 роки тому
Немає коментарів

Sorry, this entry is only available in
Російська
На жаль, цей запис доступний тільки на
Російська.
К сожалению, эта запись доступна только на
Російська.

Важным практическим применением магнетизма яв­ляется так называемая магнитная дефектоскопия (от слов «дефект» — недостаток, изъян и «скопео» — смотрю, на­блюдаю). В последние годы она получила широкое рас­пространение в промышленности и на транспорте для ис­пытания стальных изделий.

При работе деталей в них часто появляются незамет­ные мельчайшие трещины. Постепенно трещины уве­личиваются, и деталь в конце концов разрушается, что может привести к серьёзной аварии. Поэтому возникает необходимость проверять детали ещё на заводе, до сборки механизма, а также время от времени и в процессе работы. Просто и быстро эту проверку можно осущест­вить, применяя метод магнитной дефектоскопии. Он заключается в следующем.

Испытуемая стальная деталь намагничивается. Если в ней нет трещин, то силовые линии магнитного поля прохо­дят равномерно через ее сечение. Если же в ней имеются трещины, то силовые линии будут проходить через сечение неравномерно. Наталкиваясь на трещины, силовые линии будут стремиться выйти наружу и обогнуть трещину, обра­зуя так называемое рассеянное магнитное поле (рис. 34) на поверхности детали. Это рассеянное магнитное поле можно обнаружить, если деталь полить жидкостью, в ко­торой взвешен мельчайший магнитный порошок (обычно применяется порошок магнетита). Тогда частицы порошка затягиваются в места рассеянного поля и показывают кон­туры трещины; трещина становится хорошо видимой.

Ход силовых магнитных линий в стальной детали без дефицита и с дефектом (трещиной)

Ход силовых магнитных линий в стальной детали без дефицита и с дефектом (трещиной)

Методом магнитной дефектоскопии можно выявить очень мелкие трещины стальной детали (рис. 35), образо­вавшиеся при шлифовке.

Стальная деталь с трещинами, возникшими при шлифовке, до магнитного испытания и после него

Стальная деталь с трещинами, возникшими при шлифовке, до магнитного испытания и после него

В настоящее время разработаны и другие методы маг­нитной дефектоскопии. Так, на железнодорожном транс­порте для проверки рельсов в специальных вагонах — де­фектоскопах — имеются мощные электромагниты и спе­циальные «испытательные» катушки. При работе дефектоскопа электромагниты движутся вдоль рельсового пути со скоростью 15—30 км в час. Вместе с электромагнитом дви­жутся искательные катушки, расположенные вблизи го­ловки рельса. Пока движение происходит вдоль «здоро­вых» рельсов, в катушке не возникает индукционного тока. Когда катушка пересекает рассеянное поле, в ней воз­никает импульс индукционного тока. Этот импульс тока заставляет срабатывать реле, и неисправный рельс бе­рётся на заметку.

Магнитные методы контроля качества стальных изде­лий применяются не только для обнаружения дефектов в виде трещин и раковин, но и для оценки качества струк­туры стального изделия после различных термических и холодных обработок (закалки, отпуска, цементации, про­катки и т. д.). Этот метод основан на использовании вза­имосвязи магнитных свойств ферромагнитных деталей с их структурой. Если при указанных обработках меняется структура деталей, то это можно заметить, измеряя их магнитные свойства.

В последнее время методы магнитного контроля начи­нают применяться для изучения структуры не только фер­ромагнитных, но и парамагнитных и диамагнитных тел.